Этот уголок Васильевского острова – чудесной исторической части Петербурга - помнит многие славные деяния и прославленные имена. В 50-х годах XIX века участок Среднего проспекта между 11 и 12 линиями принадлежал титулярному советнику и живописцу Н. Д. Быкову, которого в кругу художников знали как ценителя русского искусства, умеющего открывать молодые таланты. Особняк был богато отделан, обставлен старинной мебелью, украшен хрусталем и бронзой, а на его стенах размещалась замечательная коллекция картин В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, А.П. Лосенко, А. Г. Венецианова, К.И. Брюллова, О.А. Кипренского и других. После смерти хозяина дома в 1884 году значительную часть собрания приобрел московский купец П. М. Третьяков для своей галереи, а особняк реконструировали, надстроили до пяти этажей. В середине 1880-х годов этот участок перешел к вдове действительного статского советника Вере Николаевне фон Дервиз.
В апреле 1897 года фон Дервиз представила в строительную комиссию Санкт-Петербургской городской управы проект каменной постройки со зрительным залом. Проект был утвержден 7 мая того же года. Большой флигель был сооружен в 1897-1898 годах во дворе. Парадный его подъезд и сейчас выходит на Средний проспект. В целом это сооружение создавалось как Народный дом: на первом этаже размещались читальня, библиотека и музыкальные комнаты с роялями для беднейших учащихся консерватории, на третьем - школа живописи. На втором этаже находился зал на 576 мест, нарядно отделанный фаянсовой и металлической плиткой, вскоре он стал известен как «театральный зал фон Дервиз». Народный дом был открыт 18 февраля 1898 г.
Со вкусом оформленный зал, который к тому же отличался неплохой акустикой, привлекал различные труппы актеров, и вскоре здание на Васильевском острове стало одним из центров театральной жизни Петербурга. В сезон 1889/99 г. здесь работала любительская драма А.П. Воротникова, затем - Оперное товарищество и труппа Кронштадтского театра Г.С. Карского. В 1903-04 годах — товарищество актеров Василеостровского театра под управлением Е.Е. Ковалевского, труппа берлинского Модерн-театра, а в сезон 1905/06 г. — Современный театр актрисы Н.Н. Отрадиной. Затем несколько месяцев зал арендовал Новый Василеостровский театр под руководством Н.А. Попова. Весной 1907 г. в зале шли спектакли антрепризы В.Р. Гардина. Осенью того же года — спектакли, организованные актером и режиссером Н.А. Соломиным.
20 октября 1908 г. в помещении дома фон Дервиз открылся Театр Искусств под руководством В.Р. Гардина. Афиши объявляли, что театр состоит при Классах художественного развития. Кроме спектаклей, здесь проводились занятия по искусству выразительного чтения, читались лекции по вопросам искусства, устраивались вечера поэзии «Северная свирель». В сезон 1909/10 г. здесь открылся Музыкально-драматический театр В.А. Казанского и Е.А. Мосоловой, год спустя – Драматический театр П.П. Вейнберга. С начала революции 1905-07 годов большевики и представители других политических партий проводили в Народном доме митинги и собрания, позже вели нелегальную работу. С 1912 г. в зале работала постоянная труппа Б.А. Рославлева, а после октября 1917 г. здание было реквизировано советской властью. Но и тогда не прервалась театрального история этого «островка культуры». В период с 1928 по 1933 гг. здесь располагался Передвижной музыкальный театр, а затем Областной ТЮЗ. После войны театральное помещение было приспособлено под кинозал, а само здание отдано Клубу табачной фабрики им. Урицкого. Здание ветшало, и от былого изящества стиля модерн не осталось и следа.
В 1989 г. Владимир Словохотов с группой энтузиастов создал Экспериментальный театр Сатиры, не имевший стационарной сценической площадки. Дирекция нового театра усиленно занималась поиском подходящего помещения, и вскоре удача улыбнулась театральным подвижникам: табачная фабрика имени Урицкого решила отказаться от такой «обузы» как Дом культуры. Когда В. Д. Словохотову предложили несколько полуразрушенных помещений, среди них было и это, производящее впечатление унылого запустения. Но привлекало место: в одном из самых респектабельных и любимых районов города, где, к тому же, не было своего культурного центра. А ведь Васильевский остров — традиционно интеллигентный район; он густо населен коренными петербуржцами, к тому же, там расположен Университет, ряд вузовских общежитий (в том числе и студенческое общежитие Театральной академии).
Первым спектаклем театра в новом помещении стал «Санин» по роману М.Арцыбашева. Театр дал два представления и… закрылся. Здание требовало серьезного ремонта и больших реставрационных работ. Были подняты архивы; решили восстанавливать дореволюционный облик театра госпожи фон Дервиз. И вот 28 мая 1993 года театр открылся в отреставрированном здании спектаклем «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя в постановке Анатолия Морозова. Эту дату можно назвать еще одним днем рождения театра, который к своему названию добавил и «прописку», став государственным Театром Сатиры на Васильевском острове.
И сегодня помещение театра остается одним из самых стильных и уютных в городе. Большой зал, Малая сцена, старинные лестницы, фойе и кафе почти полностью воспроизводят архитектурный стиль начала ХХ века, в который органично вписываются необходимые элементы модернизации. Театр сохранил не только исторический облик интерьеров, но и демократичный дух, творческую атмосферу этого места.
Народный дом стал театром-домом, открытым и гостеприимным. Сегодняшний Санкт-Петербургский драматический театр на Васильевском широко известен в северной столице и за ее пределами.