Владимир Васильевич Особик (29 октября 1943 г. - 18 июля 1997 г.) Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
18 июля 2017 г. – 20 лет как ушел из жизни талантливый актер, заслуженный артист России Владимир Особик.
Выдающийся актер прожил недолгую, но яркую, насыщенную творческую жизнь. В ней были запомнившиеся образы, созданные на сцене театра имени Комиссаржевской – Нодари в спектакле «Если бы небо было зеркалом», Джим в «Продавце дождя» и, прежде всего, царь Федор Иоаннович в знаменитом спектакле Рубена Агамирзяна.
Творческая судьба Владимира Особика берет начало в Пионерском театре В. П. Поболя, где юный артист играл Тома Сойера, сказочных принцев. Это был настоящий театр. Да, детский, но руководил им сокурсник Татьяны Дорониной, Михаила Козакова, Олега Басилашвили, Евгения Евстигнеева - Владимир Петрович Поболь. А какие ребята занимались! Владислав Пази, Елена Рахленко, Юрий Овсянко, Игорь Окрепилов, Людмила Старицына, Виктор Шубин – все стали артистами, Владислав Пази – замечательным режиссёром.
Уже на первом курсе ЛГИТМиКа Владимир Особик начал сниматься в кино. И первая известность пришла к нему из кинематографа. Обаятельный юный актер, сыгравший главного героя в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго» (1965), сумел так искренне и светло рассказать о первой любви, о первых разочарованиях и первом счастье взаимопонимания, что надолго стал одним из самых любимых молодых актеров поколения.
В 1972 г. Владимир Особик, актер Ленинградского театра им. В.Ф. Комиссаржевской, потряс питерских театралов своим исполнением роли царя Федора в спектакле Рубена Агамирзяна «Царь Федор Иоаннович». В одной из самых трудных ролей мирового театрального репертуара В. Особик сыграл и драму власти, и трагедию личности, и необычайную душевную чистоту, и горечь человеческого бессилия.
Известный фотохудожник, литератор Нина Аловерт вспоминала: «Особик был не просто рожден великим артистом, его творчество было «голосом времени», тем голосом, который твердил людям «империи зла» о чистоте сердца, о его зоркости, о личной ответственности каждого за зло вокруг. Он был на сцене чем-то сродни своему сверстнику, артисту того же поколения, но в балете – Михаилу Барышникову. Недаром в своем последнем русском интервью Барышников сказал, что самый его любимый артист – Владимир Особик».
Последние пять лет своей жизни Владимир Особик работал в Театре Сатиры на Васильевском. Здесь он как режиссер поставил по пьесе и на музыку Юлия Кима яркое музыкальное представление «Театр мадемуазель Клерон», спектакль-концерт по мотивам песен Леонида Утесова «А у нас есть тоже патефончик»; сыграл главные роли в спектаклях «Еврейское сватовство» и «Прощальная гастроль князя К.».
Созданный В. Особиком образ князя К. стал значительным театральным событием.

Дядюшкин сон в постмодернистской интерпретации
« В основе спектакля постановщик и автор инсценировки Анатолий Морозов использовал повесть Достоевского «Дядюшкин сон», однако она ему понадобилась лишь как повод для создания причудливого сценического сооружения, где соседствуют гротеск и трагедия в столь популярной ныне постмодернистской интерпретации. Это гремучее соседство порой взрывается довольно бестолковой фантасмагорией, где под золоченым купидоном и самоваром мечутся, таская по сцене золоченую же лодку, герои мордасовской хроники в экстравагантных туалетах с бантиками и блестками (художник – Светлана Ставцева).
Главное – князь К. Исполнитель этой роли одним звуком голоса, взглядом, проникающим в душу зрителя последнего ряда, волной исходящей от него искренности способен разнести в прах шаткую конструкцию и роли, и самой инсценировки, но именно он достигает кристаллической прозрачности формы. Именно он, будучи актером интуиции и рассудка и в то же время виртуозно владея техникой, свободно и неуловимо переходит от фарса к трагедии, от трагедии к фарсу, являясь то «мумией, костюмированной в юношу», то юношей, которого возродила в старике воскресшая любовь, то шутом, то жертвой трагического несоответствия земных порывов и законов бытия.
Именно он, наконец, наполняет форму, тяготеющую к интеллектуальной претензии, эмоциональной правдой. И тогда мы перестаем гадать, соответствует ли повесть Достоевского сюжетному коллажу из лоскутков поддельной жизни (любовь князя к нервной барышне, всколыхнувшей старинным романсом его не менее старинную страсть; смерть героя под танцевальным натиском провинциальных фурий в той самой золоченной лодке – возможно, перевозочном средстве Харона), ибо в руке князя, взметнувшейся к виску: «Я знаю этот романс!», в полукрике-полушепоте, которым не удержать внутреннее пламя: «Я только теперь начинаю жить», в гримасе страдания, исказившей прекрасное лицо: «Это был сон, очаровательный сон…», - пульсирует живое, неподдельное, это уже сам Федор Михайлович вырвался. Это его масштаб, его страсть. Его ощущение любви.
Роль князя исполнял Владимир Особик»… (Елена Лебедева // АРТиШОК, 1994 г.)
Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов:
-Мы еще молоды, но сколько пережили потерь! Ушел Володя Особик – милый человек, гениальный артист, который до конца верил в святость театра. Позвонил ему из Парижа за несколько дней до его смерти: «Владимир Васильевич, Лене Рахленко присвоили звание заслуженной артистки России». Особик плакал, он очень любил свою жену Лену. В его ранний уход не хотелось верить.Сейчас об этом говорю, как о чем-то неизбежном, в действительности же нам не восстановиться до сих пор после стольких потерь, их заменить некем. Да и вряд ли в театре возможно кого-то кем-то заменить.

На Пионерской площади в 13 часов начнется спектакль-карнавал «Достоевский в цвете».   В спектакле будут представлены Достоевский, Тургенев, Пушкин, Гоголь и их герои в сценах, связанных с модой и костюмами XIX века. В представлении участвуют известные актеры петербургских театров, среди них – артист Театра на Васильевском, заслуженный артист России Артем Цыпин, кстати, постоянный участник Дней Достоевского. На этот раз он выступит в образе одного из гоголевских героев.

В это же день в 14 часов в Книжном дворике Центральной библиотеки им. В.В. Маяковского на Фонтанке будет показаны сцены из спектакля Театра на Васильевском «Вечный муж» в постановке Виктории Луговой. В представлении заняты артисты Игорь Бессчастнов, Алексей Лудинов, Евгения Рябова, Александра Чаплыгина.

В 16.30 в диалоге на тему «Произведения Ф.М. Достоевского на театральной сцене» встретятся драматург Татьяна Москвина и режиссер Роман Смирнов, тоже сотрудничающие с Театром на Васильевском.

24 и 25 июня в Санкт-Петербурге пройдет режиссерская лаборатория по мотивам творчества Эмира Кустурицы. Это совместный проект Драматического театра на Васильевском и Московского театра «Студия. project». Участники лаборатории – режиссеры: Филипп Гуревич, Юлиана Лайкова, Руслан Нанава, Егор Матвеев.
По условиям лаборатории молодым режиссерам предоставляется возможность сделать эскизы спектаклей с артистами театров, показы эскизов пройдут 24, 25 июня на камерной сцене Театра на Васильевском.
Режиссеры-участники лаборатории - свободны в выборе метода работы и выразительных средств. Итог может быть каким угодно - от реконструкции эпизода из фильма Эмира Кустурицы на театральной площадке до максимально далекого от оригинала театрального эскиза, который будет перекликаться с первоисточником только на ассоциативном уровне.
Лучшие режиссерские эскизы могут быть рекомендованы экспертным советом и рассмотрены художественным руководством Театра на Васильевском и театра «Студия. project» в качестве заявки на постановку репертуарных спектаклей.
Режиссерская лаборатория по мотивам творчества Эмира Кустурицы (Камерная сцена Драматического театра на Васильевском – В.О., Малый пр., д. 49).
Вход на эскизы свободный, по предварительной записи по электронному адресу: kusturicalab2017@teatrstudija.ru


2 июня 2017 года из-за болезни актрисы вместо спектакля "ЖЕНИТЬБА" будет показан премьерный спектакль "САМОДУРЫ" по пьесе Карло Гольдони.
Билеты действительны.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

В июне Театр на Васильевском примет участие в международном фестивале «Культурное лето», проходящем в Сербии.
Лето для Сербии – горячая пора фестивалей, в этот период проводится более 80 смотров культуры, в которых участвуют музыканты, артисты, художники, писатели и поэты. Основной целью фестивалей является сохранение единства европейского культурного пространства при всем разнообразии национальных традиций.
Театр на Васильевском в программе «Культурного лета» представляет спектакль «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя в постановке главного режиссера Владимира Туманова с участием ведущих артистов труппы. Спектакль будет сыгран на исторических сценах старинных сербских городов Александровац, Чачак, Смедерево.
Сербские театралы знакомы с классическим репертуаром Театра на Васильевском. В 2013 году в столице страны Белграде и городе Нови Сад с большим успехом прошли гастроли театра со спектаклями «Дядя Ваня» по А.П. Чехову и «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского.