15 января – день рождения народной артистки России Татьяны Малягиной

Татьяна Константиновна – народная артистка по самой своей сути, светлый талант, данный от Бога.  Редкостный лирический дар, нежность, хрупкость облика сочетаются в ней с силой духа, нравственной твердостью, решительным  характером, определившим ряд крутых виражей в ее судьбе. Поехав учиться на врача, она вышла на остановке поезда в Свердловске, чтобы поступить в театральное училище. Впрочем, не так уж далеко она ушла от первоначально выбранной профессии. Исповедуя театр о людях и для людей, создавая женские образы, исполненные доброты, веры, любви, стремления к идеалу, Татьяна Малягина врачует человеческие души.

По окончании Свердловского театрального училища, пройдя через актерское становление в Пермском ТЮЗе,  Малягина получила приглашение в Свердловскую академическую драму, где вскоре стала ведущей актрисой труппы. Конечно же, актриса такого светозарного облика играла трогательных сказочных Аленушек и Василис. Но вскоре в той же «Василисе Прекрасной» сыграла острохарактерную Бабу Ягу, решительно перешагнув через амплуа «голубых героинь». Татьяна Малягина хорошо знает, что многообразие человеческих характеров полнее всего проявляется на сцене. Уже на раннем этапе творчества она сыграла разнообразные роли мирового классического репертуара в пьесах Шекспира, Лермонтова, Чехова. Отдельной страницей стало ее участие в пьесах, написанных и поставленных Николаем Колядой. Знаменитый екатеринбуржец, драматург и режиссер, называл Татьяну Малягину удивительной, очень талантливой актрисой.  Она сыграла центральные роли в его пьесах «Полонез Огинского», «Амиго». Ее леди Капулетти в спектакле «Ромео и Джульетта», поставленном Н. Колядой, на Международном фестивале «Театр без границ» завоевала приз с красноречивой формулировкой - «За роль второго плана, вышедшую на первый план».

Цветы, рукоплескания, призы, признание… Но прима успешного российского театра Татьяна Малягина вновь совершает резкий вираж судьбы. В 2002 году она переезжает в Петербург и приходит в труппу молодого Театра Сатиры на Васильевском острове. Одной из первых работ на новой сцене стал трогательный образ слепой Ассунты в спектакле «Татуированная роза». Неглавная роль  в густонаселенном спектакле не остается незамеченной, критики пишут о тонко выполненной работе, которая задает особый тон, вносит ноту некой иррациональности.

После Ассунты Татьяна Малягина сыграла ведущие роли в спектаклях разных жанров: Анну Фрейд, дочь знаменитого ученого, в философской притче Э.-Э. Шмитта «Посетитель»;  нежную, трепетную Элен, нежданно встретившую позднюю любовь, в «Аромате уходящего лета» Г. Наума; баронессу де Симиан в пьесе Ю. Мисимы «Маркиза де Сад», в облике которой совместились дьявольские и ангельские черты; лирическую героиню в «Сказках женщин» Ольги Рыбкиной.

Удивительный дар Татьяны Малягиной, ее очарование, перфекционизм, загадочный свет, озаряющий  женские образы, способность одухотворить сценическое пространство,  -  эти редкие качества привлекали самых разных режиссеров. В последнее время самые яркие образы актриса создала в спектаклях главного режиссера театра Владимира Туманова и Дениса Хусниярова.

Когда-то в чеховском «Дяде Ване» Татьяна Малягина играла Елену. Нынешнее назначение на роль Марины в спектакле В. Туманова, казалось, не таило особых неожиданностей.  Тем не менее, критики единодушно назвали решение образа няньки Марины настоящим открытием. Героиня Малягиной - последняя хранительница устоев гибнущего дома. Ее Марина далеко не благостна, это суровый, ригористичный,  требовательный страж порядка, она одинаково строга и к Серебрякову, и к дяде Ване.  Ее служение – без изъяна, вера – без сомнения, существование – без иллюзий, но и смирение – без кротости, сурово звучит в ее устах: «Все мы у бога приживалы!».

Поистине бенефисной стала для Малягиной роль Норы в спектакле «Чайная церемония», поставленном В. Тумановым по странной, психоделической пьесе Александра Строганова. Здесь ее героиня воплощает сразу несколько ипостасей вечно женственного – любящую жену, подругу, мать.

Столь же яркие, нетрадиционные краски находят актриса и режиссер для «хрестоматийного» образа Кабанихи в «Грозе» А.Н. Островского. Никакого тебе «темного царства», Кабаниха в спектакле В. Туманова нарядная, разбитная женщина, явная греховодница. Ее показное ханжество лишь поза, дань усвоенным с детства домостроевским обычаям. Главное, чтобы «на людях» внешние приличия были соблюдены, искренние порывы Катерины для нее и есть настоящий грех…

В спектакле  Д. Хусниярова «Самая счастливая» актриса создает совершенно достоверный образ женщины из народа. В ее исполнении незавидная бабья судьба, обретая многомерность, получает выход в космос. За роль Лидки Т. Малягина в составе актерского ансамбля была номинирована на премию «Золотой софит», получила приз зрительских симпатий общества «Театрал».

Поразительный эффект перевоплощения демонстрирует актриса в спектакле Д. Хусниярова «Мертвые души Гоголя». Сыграв помещицу Коробочку как некое ирреальное существо, почти фольклорную нечисть, она во втором действии создает сатирический и узнаваемый образ Губернаторши.  «Татьяна Малягина замечательно смешно играет забронзовевшую губернаторшу, и вообще воссоздает актуальный мир геронтократии и коррумпированного чиновничества», - писала пресса.

Сейчас Татьяна Малягина репетирует новые роли в постановках Владимира Туманова и Дениса Хусниярова.

Поздравляем Татьяну Константиновну с днем рождения! Желаем счастья, здоровья, радости и красоты бытия, вдохновения, новых творческих свершений! 

Спектакль "Чайная церемония"