Спектакль «Камень» на «Золотой Маске»


На сцене московского Театра им. А.С. Пушкина 14 и 15 апреля в рамках фестиваля «Золотая Маска» будет показан спектакль Театра на Васильевском «Камень».

Спектакль номинирован на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в трех номинациях:

В номинации «Драма/Спектакль малой формы».

В номинации «Драма / Работа режиссера» представлен постановщик спектакля «Камень» Денис Хуснияров.

В номинации «Драма / Женская роль» номинирована Любовь Макеева за роль Кисы в спектакле «Камень».

Эксперт «Золотой Маски» Елена Ковальская о спектакле «Камень»:
В программе нынешней «Золотой Маски» необычно много камерных спектаклей. Мы составили огромный список, и все равно за бортом оказалась масса выдающихся постановок. Малая форма и есть главный тренд сегодняшнего театра.

Какое свойство объединяет эти спектакли? Плотность коммуникации, которая возникает в них между спектаклем и аудиторией. Камерный спектакль привлекает сегодня и зрителя, и режиссера, поскольку отвечает базовой потребности сегодняшнего человека – потребности в живом общении, встречи узким кругом. В цифровую эпоху такое общение пользуется бешеным дефицитом.
…Подобную работу выполняет спектакль «Камень» петербургского Театра на Васильевском. Это история четырех поколений немцев, которых связал один дом. Но главное обстоятельство пьесы немца Мариуса фон Майенбурга – Холокост. Сегодня в России эту пьесу играют за отсутствием русского произведения о вине за сталинские репрессии, которая лежит на каждом россиянине, и которую мы не хотим признать. В ней показано, каким образом люди избегают чувства вины, как придумывают спасительные мифы для себя и потомков.
* * *
Современный немецкий драматург Мариус фон Майенбург рассказывает историю одного дома, трех семей и четырех времен. Дом принадлежал семье евреев. В 1935 году в ходе расистских реформ владельцы эмигрируют, продав дом за бесценок немецкой семье. Новый хозяин дома гибнет в 1945-м при оккупации Берлина советскими войсками. В 1953-м его жена и дочь переселяются в Западную Германию. Камень, который нацисты однажды швырнули в окно, женщины положили в основание легенды, будто отец погиб, спасая евреев. В 1993-м Германия воссоединяется, и они возвращаются домой.
После войны Германия пережила денацификацию в целом, но отдельные семьи создали удобные мифы – они и лежат в основе сегодняшнего самолюбования Германии. Драматург Мариус фон Майенбург не оставляет от этой основы камня на камне. В России, где тьма собственных национальных и семейных мифов, за неимением своего «Камня» играют немецкий. Но играют очень по-русски. Вот и Денис Хуснияров увлечен оправданием героев, поиском в злом доброго и психологией – тем более выпуклой психологией, чем меньше у актеров средств выразительности. Шестеро артистов сидят за массивным столом неподвижно, будто вмурованные в него камни. Их феноменальную актерскую концентрацию эксперты и отметили, выдвинув спектакль на «Золотую Маску».