Дата спектакля
10.12.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
10.12.2019
Селфи
Трое незнакомых мужчин бегут марафонскую дистанцию. Другие участники забега где-то далеко за горизонтом. Каждый зигзаг дистанции – новый поворот судьбы
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Новые приключения Маши и Вити
Новая детская музыкальная сказка. Главные герои: Маша, Витя, Баба-Яга, Леший, Дикий Кот Матвей, Кащей и другие
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Новые приключения Маши и Вити
Новая детская музыкальная сказка. Главные герои: Маша, Витя, Баба-Яга, Леший, Дикий Кот Матвей, Кащей и другие
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Женитьба
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками
подробнее
Дата спектакля
13.12.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
13.12.2019
Идиот
Звезды театра и кино в режиссерской работе Владимира Туманова. Мир Достоевского в прекрасных деталях. Взрывы внутренней энергии на сцене. Волшебство. Легенда. Миф
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Дядя Ваня
Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили не только о полете Юрия Гагарина, но заодно и всю свою жизнь
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Моя дорогая Матильда
Неудачнику Матиасу в наследство достается роскошная парижская квартира. Приехав из Америки в Париж, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее обитателей – двух одиноких женщин
подробнее

Гроза - 7 марта Драматический театр на Васильевском представил свою версию пьесы Островского «Гроза»

Позадумке режиссера Владимира Туманова, уже сотни раз поставленное произведение классика должно предстать в новом для зрителя свете – предельно современном и максимально удаленном от школьных уроков литературы.


История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия воплотилась в трехчасовую постановку, которую, пожалуй, все-таки интереснее смотреть помня свое школьное сочинение, статью Добролюбова и, конечно же, сам сюжет и героев пьесы.

Любопытно сравнивать образы, анализировать различия в характерах и декорациях, подмечать новшества и привнесенную режиссером символику.

У Туманова все начинается в лодке, все действие крутится вокруг нее. В ней умещается весь город Клинов – все эти герои в одной лодке, прозрачно намекает режиссер.

Открывается занавес и перед зрителем – картина беспроглядного пьянства. Иллюстрация болотной мещанской среды? Болотной, наверняка, не зря же на сцене лодка, на которой уплыть героям далеко не удается. Но вот мещан сто лет как не существует, а персонажи из лодки все еще актуальны для зрителя. В первом действии у Туманова действующих лиц больше, чем у Островского. У Кулигина в собутыльниках Кудряш, Шапкин и новый герой – немой гармонист. Благодаря последнему эта троица чем-то напоминает знаменитых Труса, Балбеса и Бывалого. Герои пьянствуют и злоупотребляют фольклором – песнями и частушками. Типичная русская деревня, типичные русские мужики. А, может, даже и не деревня. Такие, как Кулигин, пожалуй, встречаются, в подворотнях на окраинах всех городов России (в одной из сцен он даже садится на корточки, явно пародируя современного гопника). Все сцены с Кулигиным, диалоги и беседы комичны и колоритны. В похожем свете предстает и купец Дикой. Его деспотической натуры почти не видно. Он комичен, неуклюж и постоянно безобидно пьян. Зал смеется над ними от души, этого ли ждалось от драмы?

Борис появляется в костюме, шляпе и с саксофоном – он точно из другого города, и, скорее, даже континента и эпохи. Но вся эта «американщина» 1960-х быстро уходит. Пьет Борис совсем по-русски. Он быстро оказывается в лодке, хоть и кажется в ней чужаком. Интеллигентный, образованный, но слабохарактерный и добродушный – почти как у Островского.

Зритель с нетерпением ждет женские образы. Деспотичная свекровь и бедная замученная Катерина помнятся из пьесы больше других. Но, кажется, что в спектакле акценты расставлены по-другому, режиссер увлекается изображением картин пьянства, задерживая выход главных героинь.

Наконец они появляются — каждая со своим характером. Кабаниха — властно с Тихоном под руку, Катерина — робко и грустно, Варя — кокетливо и смешливо.

На «Грозу» Туманова стоит сходить хотя бы ради Кабанихи, которую талантливо играет народная артистка России Наталья Кутасова. С хитрой улыбкой любимая многими актриса действительно колоритно раздражает. В роли Екатерины – лауреат премии Правительства России Елена Мартыненко. Главная героиня кажется серьезной и зрелой, Катерина Островского представлялась более хрупкой, может быть, потому что это было в школе. Но «Гроза» Туманова вряд ли создана для облегчения освоения школьной программы, спектакль рассчитан на публику, уже знакомую с «Грозой», публику, которая уже когда-то переживала за Катерину и теперь может просто вспомнить, как это было. В целом у Туманова Катерина так любит Бориса и так сходит с ума после своей измены, что ей не успеваешь сочувствовать, за ней просто наблюдаешь — все это похоже больше на пародию, чем на трагедию несчастного «луча в темном царстве».

Насколько Катерина сдержанная и рассудительная, настолько ее супруг Тихон нервный и неуравновешенный. В первый же сцене он, дурачась, обменивается головными уборами с женой: надевает ее платок, отдавая ей свою кепку, как бы сразу расставляя роли в их семействе. Крученный и слабохарактерный пьяница Тихон вызывает жалость, как и положено. Но в отличие от Островского, режиссер не даст ему право последнего бунта. В спектакле он до конца останется безмолвным «маменькиным подкаблучником». А после разоблачения катиной измены еще и по необъяснимым причинам у него откажут ноги (видимо от горя).

В целом, в постановке много юмора, частушек и песен. Эффектный финал, к которому не хочется давать «спойлеров», чтобы сохранить впечатления для будущих зрителей. Туманову удалось осовременить классику, по-своему «освежить» героев, и сделать из драмы комедию, полную пародий на знакомых со школы героев.

Юлия Земскова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра на Васильевском