В театре на Васильевском состоялась премьера спектакля «Идиот». Режиссер Владимир Туманов трактует произведение Достоевского как миф о борьбе противоположностей: добра и зла, порока и добродетели, гордыни и жертвенности.
В новой постановке минимум декораций, а место действия обозначено довольно условно - все происходит на фоне белой стены и темных арочных проемов. Благодаря этому, несмотря на точное и последовательное воспроизведение романа, кажется, что описанные события не привязаны к месту или ко времени. Великодушие и человечность Льва Николаевича, темная, почти животная страсть Рогожина, нарочитая порочность Настасьи Филипповны и целомудренная чистота Аглаи – все это крайности человеческой натуры, которые существуют вне эпохи и всегда противопоставлены друг другу.
С самого начала действия основные черты героев преподносятся несколько утрировано: Рогожин пьет водку из горла еще в вагоне поезда, в сцене знакомства с князем. При первой встрече с генералом Епанчиным князь Мышкин нелепо собирает раскрошенную сушку с ладони, делая это, как застенчивый ребенок или как... идиот. Когда Настасью Филипповну «торгуют» на званом ужине, она не просто горда и лихорадочно нетерпелива, она эротична и даже порочна. Как скажет Аглая в сцене решающего объяснения: «будь у вас меньше позору или не будь его вовсе, вы были бы несчастнее». Настасья Филипповна бравирует своей откровенностью, и Аглая, этот хороший и добрый ребенок, как говорил про нее князь, во втором действии меняет свое невинное белое девичье платье на вызывающе алый наряд. «Я все запрещенные книги прочла» - говорит она князю гордо. И даже в этом остается еще неопытным ребенком.
На протяжении всего спектакля от сцены к сцене появляется девочка – как воспоминание о счастливых годах в Швейцарии в окружении местных детей, как воплощение всего детского и наивного в Аглае, как давно оплаканная и оставленная в прошлом невинность Анастасии Филипповны. Да и сам князь – большой ребенок. И самая большая сложность - сыграть так, чтобы зритель верил в прозорливый ум Льва Николаевича, но понимал, за что окружающие считают его идиотом. Исполнитель главной роли Арсений Мыцык, блестяще справился со своей задачей. Он проживает три часа спектакля так непосредственно и искренне, что ни на секунду не приходится усомниться в душевных качествах его героя.
Не менее правдиво сыграны остальные роли. Рогожин в исполнении Игоря Бессчастнова вызывает одновременно жуткий страх и щемящее чувство жалости, когда надевает обручальное кольцо на палец любимой, но непокоренной, убитой им же самим женщине. Екатерина Зорина в роли Настасьи Филипповны неизменно держит на себе внимание зала, а Екатерина Рябова противопоставляет ей горделивую красавицу Аглаю. И большие, и маленькие роли проработаны с вниманием и безукоризненной точностью. Наталья Кутасова в роли генеральши Елизаветы Прокофьевны покоряет своей безыскусностью, Фердыщенко в исполнении Михаила Николаева заставляет весь зал от души веселиться. А благодаря игре Дмитрия Евстафьева начинаешь верить, что камердинер – самая благородная на свете профессия. И только Евгений Павлович, воплощение русского помещика-джентльмена, удивил отсутствием манер и карикатурностью образа.