Салемские колдуньи - Дети кукурузы.// Зрительный ряд. №2(86), 1-15 февраля 2010 г.

На лесной поляне, залитой лунным светом, резвятся прекрасные нимфы. Мелькают стройные ножки, развеваются длинные волосы, эхом разлетается звонкий смех – картина идиллическая. Но вдруг чары испаряются: нимфы оказываются обычными юными девицами из маленького заштатного городка, которые, заигравшись, сживают со свету добрую половину его жителей и преспокойно скрываются.
Такова в двух словах фабула премьерного спектакля Театра на Васильевском «Салемские колдуньи», поставленного Анджеем Бубенем по мотивам пьесы Артура Миллера. Анджей Бубень утверждает, что главное в его спектакле – не политические, а общечеловеческие мотивы, и это, действительно, так. Досмотрев, понимаешь: не важно, какой на дворе век, какая страна – «ведьмы» всегда живут внутри людей, и чтобы показаться, им порой хватает ничтожного повода.
Спектакль остается в памяти вереницей красивых картинок. Текстиль светлых тонов, шерстяная вязь, глубокие благородные цвета; зеленый ковер травы, дерево, яблоки - художник Елена Дмитракова создала костюмы и декорации, вызывающие какие-то очень приятные, уютные ощущения. И тем явственнее контраст этой красоты с темными силами, бесами, овладевающими людьми. Вот они во всей «красе»: страх, предательство, месть, ложь. Все лгут, как говаривал один телевизионный персонаж, и, увы, был прав. Люди лгут, чтобы избежать проблем или чтобы казаться лучше, а уж если речь идет о собственной жизни тире смерти, о нечеловеческих мучениях, девять из десяти ответят, что требуется. И не важно, жгут тебя каленым железом опричники, или выбивают зубы бойцы НКВД, накидывают петлю на шею в Салеме, или призывают к ответу в комитете Маккарти. Как не потерять себя, где найти силы противостоять толпе, как сохранить достоинство, нравственность, честь?.. Если создатели спектакля хотели, чтобы зритель поразмышлял на эту тему, то им удалось. Вопросы остаются в мыслях дольше, чем красивые картинки и возмущение проделками противных девчонок.