Дата спектакля
20.09.2020
Молодильные яблоки
В некотором государстве жил-был царский сын Иван — парень хоть куда: красивый, смелый и решительный. Богатырь, одним словом. На одном месте такому не сидится! Нужно подвиги совершать, славы искать
подробнее
Дата спектакля
20.09.2020
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
22.09.2020
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
23.09.2020
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
24.09.2020
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
26.09.2020
Королевские зайцы
Однажды Король обедневшего королевства обнаружил, что все его подчиненные сбежали, кроме Тридцать Третьего Министра, который, наконец, получил должность Единственного Министра
подробнее
Дата спектакля
25.09.2020
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
26.09.2020
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
27.09.2020
Как Зоя гусей кормила - ПРЕМЬЕРА
«Почти все пьесы я списываю с жизни. У меня туго с фантазией, но я умею подслушивать и подсматривать. Например, сюжет пьесы «Как Зоя гусей кормила» полностью списан из жизни. Вся история, описанная в пьесе, разворачивалась на моих глазах»
подробнее
Дата спектакля
29.09.2020
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
30.09.2020
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее

Дом особого назначения - И ВОЗДАСТСЯ ТЕМ...

20 июля в театре на Васильевском не было привычных подмостков и зрительного зала. Площадкой для действия стали фойе театра и старинная лестница. Из реквизита – лишь железная кровать да пара стульев. В спектакле «Дом особого назначения», поставленном режиссером Денисом Хуснияровым по пьесе Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя» играет лишь один актер — Альберт Макаров.
Премьера пьесы приурочена к 400-летию Дома Романовых и в течение полутора часов перед зрителями проходят образы царской семьи, которой осталось жить всего несколько дней, если не часов.

1938. Кремлевская больница. Палата для душевнобольных. На кровати лежит человек – это Яков Юровский. Тот, которых двадцать лет назад стал цареубийцей. Отрывистые воспоминания складываются в рассказ. Ему помогает в этом Федор Лукоянов — «товарищ Маратов» – его напарник по кровавому делу. Много лет назад — они были лишь солдатами, выполняющими приказ. Но только ли указание свыше было тем строгим наказом, которым они руководствовались в те дни?

Усмехаясь и саркастически рассуждая, расстрельная команда готовит все для убийства, тщательно рассчитывая каждый шаг. Не все они могут поверить, что теперь им позволено поставить последнюю точку в царской истории. «В крови рожали мы Новый мир» — так назовут они спустя годы свое злодеяние.

А пока — они прислушиваются к шагам императора Николая, к шороху платья Александру Федоровны и с еле сдерживаемым волнением и дрожью в голосе стараются делать вид, что ничего особенного не происходит. Революция…

Семейная пара тихо вздыхает – на единственном окне поставили решетку, и теперь в их опочивальне стало жутко и тревожно. Они буднично, но с кроткой нежностью и любовью обсуждают детей, веря что все «как-то образуется». Они мало похожи на всесильных самодержцев. Скорее – на родителей, обеспокоенных насущными вопросами воспитания подрастающего поколения. Альберт Макаров не прибегая к особым ухищрениям передает и полный значимости спокойный, уверенный голос Николая, и волнение Александры, усиливающееся немецкий акцентом



То и дело их мысли возвращаются в хмурый дом, погруженный в полумрак. Наступает 17-е число – Александра боится этой цифры – череда ужасных происшествий связано именно с ним. К тому же – цепь совпадений наводит на раздумья. Так, станция, где Николай подписывал отречение называлась «Дно», а дом, ставшим им пристанищем именуется «Ипатьевским» — по имени владельца дома господина Ипатьева. Случайно или нет, но точно также назывался монастырь, откуда первый Романов был избран на царство: Ипатьевский монастырь. Значит ли это, что «круг завершен»?

Ей снится Распутин – и теперь она спокойна, считая, что это хорошим знаком. Но время от времени их интонации становятся обреченными и полными безысходности – и воспоминания о домашних спектаклях перетекают в сравнение Александра с героем из «Вишневого сада», которого все называли «Двадцать два несчастья» — персонажа, на которого постоянно наваливаются беды и горести.
Но и счастье, и в горе – рядом с Николаем — его верная жена и друг. И на свет появляются те письма, которые она хранила всю жизнь и смогла сжечь – и теперь в них «можно убежать». Влюбленная с детства пара – они не могли жить друг без друга, и строки писем связывали их в тяжелой разлуке.

Голос царя рассказывает, как он впервые взял в Ставку маленького – и Алексею безумно понравился смотр. Александра рассказывает о старице Марии Михайловне, к которой ездила на поклон. И о том, что запомнила ее пророчество: «А ты, красавица, тяжелый крест примешь», что так ее взволновало. Тем временем на экране – царская кинохроника тех лет. Черно-белые кадры погружают зрителей в атмосферу того времени, а бегущие рукописные строки — актер читает подлинные письма коронованных особ — подчеркивают интимность, сокровенность происходящего. А мысли о русских царях, самые жестокие из которых были самыми лучшими, и том, что прощением и любовью можно остановить общее насилие позволяет задуматься и о дне сегодняшнем.


В своем дневнике Николай подробно описывает свои дни, и хранит письма заговорщиков, зная что они «мнимые». Кажется, поступок безрассуден — ведь почта постоянно перлюстрируется и теперь председателю ЧК, а значит и Ленину, будет, что предъявить царю в качестве обвинения. Но император оказывается мудрее, и ждет очевидного конца, принеся себя в жертву, поняв, что знаменем для тех, кто будет мстить за него «он сможет стать только мертвый».

А дневник становится и местом односторонней переписки Николая и «товарища Маратова». Слова, обращенные к Анастасии находят и другой адрес – и теперь уже палач задумывается о таким простых евангельских заветах как необходимость прощать ближнего, и о «любви, которая одна сможет победить зло».

А революционеры, уже спустя много лет говорят о том, что в том доме они ответили на вопрос, поднятый еще Достоевским о «слезе ребенка, которого необходимо замучить для возведения здания счастливого человечества». Тогда они дали свое согласие на убийство и ребенка, и молоденьких девушек, которых не могли убить с первых выстрелом – их пришлось докалывать штыком. Корсеты Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии были наполнены бриллиантами на случай побега. Об этом догадались далеко не сразу, и странная живучесть «бронированных девиц», казалась, говорила убийцам, что против них само небо, и, возможно, это было действительно так.

Что ж, они сделали свой выбор и потому не могли освободиться от страшных воспоминаний всю оставшуюся жизнь. Так случилось, что оба цареубийцы умерли в годовщины расстрела царской семьи. Один — в 20-ю годовщину, другой — в 30-ю годовщины расстрела, и вряд ли это можно назвать простым совпадением.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Олега Кутейникова и Александра Закржевского с официального сайта Театра на Васильевском