Дата спектакля
15.10.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
17.10.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
19.10.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
18.10.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
19.10.2019
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее
Дата спектакля
20.10.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
20.10.2019
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее

Идиот - "Идиот" на все времена

29 ноября Театр на Васильевском представил зрителю спектакль «Идиот» по именитому роману Ф. М. Достоевского. Удивительная вещь – Федор Михайлович никогда не писал пьес, но его произведения год от года становятся предметом вдохновения для режиссеров. Это классика, не теряющая актуальности. Классика, не выходящая из репертуара театров. 

 

Поставить столь глобальное произведение в масштабах камерной сцены – задача не из легких. Мир Ф. М. Достоевского пространен, обширен. И хотя его романы достаточно сценичны, не многим удается в полной мере передать динамику сюжета и драматичность действия. Творческая команда Театра на Васильевском с этой задачей справилась, и справилась блестяще.

Режиссер-постановщик спектакля Владимир Туманов задумал показать зрителю миф (в философском ключе), с  тонкой символикой и глубиной деталей. Лаконичные декорации не только сконцентрировали зрительское внимание на действии, но и послужили поддержкой выражению авторской мысли. Круглая комната, напоминающая арену, круглый стол и 11 стульев — и вот  движение тоже потекло по замкнутому кругу, из которого вырваться не удастся никому из героев.

 

Сюжет на сцене развивается стремительно. Время и пространство романа проносятся с невероятной скоростью, но абсолютно нет ощущения, что события выхвачены из контекста. Всё очень логично, правильно, закономерно. Зритель наблюдает за внутренним действием, внутренним конфликтом и лишь по тонким чертам и намекам вспоминает, что та или иная сцена происходила в вагоне поезда, на квартире Гани или на даче Епанчиных в Павловске.

 

Режиссерское мастерство Туманова проявляется не только в ювелирной работе с деталями, но и в прорисовке характеров. Конечно, спорить с Ф. М. Достоевским в этом вопросе бессмысленно, но вот дополнить канонические образы, не исказив при этом атмосферу произведения, – умение поистине бесценное.

Распределение ролей – дополнительная интрига. В постановке задействованы как народные и заслуженные артисты, так и талантливая молодежь.

 

Князь Мышкин в исполнении молодого перспективного актера Арсения Мыцыка покоряет простодушием, искренностью, открытостью. Именно таким и должен быть главный герой романа Ф. М. Достоевского, соединивший в себе прообразы Христа и Дона Кихота. Великолепен Рогожин (его в премьерном спектакле играет популярный артист театра и кино Илья Носков). Разрываемый страстями, противоречиями, это мощный образ, один из самых ярких в спектакле. Настасья Филипповна (исполнительница роли — Елена Мартыненко) подверглась наибольшему влиянию режиссерской трактовки характера. Горделивая и своенравная, инфернальная и роковая, страдающая, надломленная – героиня в минуты откровения перешагивает черту, и звучат не просто разбитные нотки, а эротизм в чистом виде. Частично это переходит и на образ Аглаи (В. Туманов уподобляет оные характеры чуть больше, чуть сильнее привычного). В целом актерская игра не оставляет пререканий, даже небольшие роли исполнены великолепно. Сумасшедший, лихорадочный мир романа живо воплощен в пьесе и не отпускает до последнего.

 

Премьера спектакля вновь доказала актуальность Ф. М. Достоевского. Это та классика, которую не нужно осовременивать искусственно, классика на века. Ф. М. Достоевский гениален, бесспорно. Но неоспорима и гениальность В. Туманова, с его смелым и свежим взглядом, но при том бережным отношением к деталям. Наверное, лишь такой синтез и дает великолепные сценические произведения.

Текст: Елена Чернакова

Фото: Олег Кутейников