Дата спектакля
18.09.2019
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
19.09.2019
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
20.09.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее

Проклятая любовь - История повторилась, не превратившись в фарс

Премьера «Проклятая любовь» в Театре на Васильевском вызывает историко-культурные аналогии.
Кто рисковал больше – Татьяна Москвина, взявшая за основу драмы письма Ангелины Степановой и Николая Эрдмана, или режиссер Владимир Туманов, осуществивший постановку? Превратив переписку актрисы и драматурга в пьесу, Москвина (вероятно, сама того не желая) вступила в соперничество с журналистом Джеромом Килти, по пьесе которого «Милый лжец» (эпистолярному роману Стеллы Патрик Кэмпбелл и Джорджа Бернарда Шоу) на сцене МХАТ им. М. Горького в 60-е был поставлен одноименный спектакль. На протяжении 14 лет роль английской актрисы в нем играла… Степанова – одна из величайших советских актрис. Ей посчастливилось любить (но проклятой кем-то любовью) Эрдмана, автора пьес «Мандат» и «Самоубийца», сценариста  фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга», поэта, сочинившего бессмертный шансон «Шумит ночной Марсель…» и множество басен, расплатой за которые стала в 1933 году ссылка в Сибирь.
На заре отношений оба любовника состояли в браках, да вот только сильная Степанова смогла разорвать связующие ее нити, а Эрдман, которого она правдами и неправдами вызволила из глухого Енисейска, добившись его перевода в Томск, так и не развелся со своей женой. Письма, в которых переплетены нежность, горечь, надежда, юмор и любовь, горевшая семь долгих лет, Степанова, дожившая до 2000 года, сама передала опубликовавшему их Виталию Вульфу. Впервые письма эти были публично задействованы в 2005 году режиссером Галиной Евтушенко, поставившей документальный фильм «"Хранят так много дорогого...", или Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи».  Таковы историко-литературные риски состоявшейся пьесы «Проклятая любовь».
Режиссерские риски В. Туманова, которому поневоле довелось вступить на территорию, где звучит имя не только мхатовского режиссера Иосифа Раевского, но и Анатолия Эфроса, запечатлевшего в 1976 году спектакль «Милый лжец» на телевидении, еще реальнее (и тоже сопряжены с рисками автора пьесы).  Ведь почти одновременно с читкой пьесы Т. Москвиной в Театре на Васильевском в декабре 2012 года, на канале «Культура» вышла литературно-художественная композиция Ольги Кучкиной в постановке Александра Клименко «Длинноногая и ненаглядный», основой которой стали все те же письма Степановой-Эрдмана. Казалось, что еще можно добавить к известному сюжету, к чужим письмам, которых не изменить уже потому, что они подлинные, реальные? Но Владимир Туманов и художник Елена Дмитракова  смогли риски преодолеть и добиться невероятного синтеза образной документалистики и театра – воссоздать эпоху. Сценические задник и половик составлены из антрацита сплетенных в застывшем движении лагерных ватников. Более всего он напоминает оживающий по дьявольскому мановению барельеф из фильма «Адвокат дьявола»: еще мгновение, и все эти загубленные системой за неосторожное слово или поступок души оживут, затянут в свой водоворот героев, роли которых исполняют Татьяна Калашникова и Михаил Николаев. Физически существовать в предлагаемых обстоятельствах непросто, но актеры любят, выясняют отношения, танцуют, ссорятся, блаженствуют и страдают. Все как в письмах: пока слова мужчины вызывают улыбку женщины, ее самоотверженность безгранична…
…Единственная в послевоенные годы встреча Степановой со сломленным жизнью Эрдманом произошла в 1957-м, когда Джеромом Килти была закончена пьеса «Милый лжец», дошедшая до МХАТ уже через пять лет. Известно, что история второй раз повторяется в виде фарса. Здесь кольцо истории замкнулось, не дав трагедии перерасти в нечто иное.

Екатерина Омецинская