Дата спектакля
21.03.2020
Сон в летнюю ночь ПРЕМЬЕРА
«Сон в летнюю ночь» - одно из любимых произведений мирового театрального репертуара
подробнее
Дата спектакля
22.03.2020
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
24.03.2020
Зима ПРЕМЬЕРА
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
24.03.2020
Бесприданница
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
25.03.2020
Чайная церемония
Сколько странностей и тайн, шорохов и мелодий, тепла и отчаяния сокрыто в призрачном пространстве любви! Порой создается впечатление, что персонажи пьесы находятся в этом пространстве века
подробнее
Дата спектакля
25.03.2020
Дети солнца
История про Павла Протасова, который живет в мире науки и в плену возвышенных идей о предназначении интеллигенции, не замечая трагикомического разлада в собственной семье и ее окружении. Это самая чеховская пьеса Горького
подробнее
Дата спектакля
26.03.2020
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
26.03.2020
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
28.03.2020
Центральное новогоднее управление
«Болеть - всегда не весело. Особенно, когда ты ребенок. Особенно, когда за окном 31-е декабря и  в воздухе звенит ожидание того самого, новогоднего Чуда
подробнее
Дата спектакля
28.03.2020
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
28.03.2020
Охота жить
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
29.03.2020
Призвание господина Ау
В самой чаще тёмного леса обитает страшный, ужасный и беспощадный… Господин Ау! Его призвание – всех-всех пугать. Ведь Господа Ау – потомственные лесные пугатели
подробнее
Дата спектакля
29.03.2020
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
29.03.2020
Ромул Великий
Исторически недостоверная комедия в двух актах
подробнее
Дата спектакля
31.03.2020
Идиот
Звезды театра и кино в режиссерской работе Владимира Туманова. Мир Достоевского в прекрасных деталях. Взрывы внутренней энергии на сцене. Волшебство. Легенда. Миф
подробнее

Проклятая любовь - История повторилась, не превратившись в фарс

Премьера «Проклятая любовь» в Театре на Васильевском вызывает историко-культурные аналогии.
Кто рисковал больше – Татьяна Москвина, взявшая за основу драмы письма Ангелины Степановой и Николая Эрдмана, или режиссер Владимир Туманов, осуществивший постановку? Превратив переписку актрисы и драматурга в пьесу, Москвина (вероятно, сама того не желая) вступила в соперничество с журналистом Джеромом Килти, по пьесе которого «Милый лжец» (эпистолярному роману Стеллы Патрик Кэмпбелл и Джорджа Бернарда Шоу) на сцене МХАТ им. М. Горького в 60-е был поставлен одноименный спектакль. На протяжении 14 лет роль английской актрисы в нем играла… Степанова – одна из величайших советских актрис. Ей посчастливилось любить (но проклятой кем-то любовью) Эрдмана, автора пьес «Мандат» и «Самоубийца», сценариста  фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга», поэта, сочинившего бессмертный шансон «Шумит ночной Марсель…» и множество басен, расплатой за которые стала в 1933 году ссылка в Сибирь.
На заре отношений оба любовника состояли в браках, да вот только сильная Степанова смогла разорвать связующие ее нити, а Эрдман, которого она правдами и неправдами вызволила из глухого Енисейска, добившись его перевода в Томск, так и не развелся со своей женой. Письма, в которых переплетены нежность, горечь, надежда, юмор и любовь, горевшая семь долгих лет, Степанова, дожившая до 2000 года, сама передала опубликовавшему их Виталию Вульфу. Впервые письма эти были публично задействованы в 2005 году режиссером Галиной Евтушенко, поставившей документальный фильм «"Хранят так много дорогого...", или Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи».  Таковы историко-литературные риски состоявшейся пьесы «Проклятая любовь».
Режиссерские риски В. Туманова, которому поневоле довелось вступить на территорию, где звучит имя не только мхатовского режиссера Иосифа Раевского, но и Анатолия Эфроса, запечатлевшего в 1976 году спектакль «Милый лжец» на телевидении, еще реальнее (и тоже сопряжены с рисками автора пьесы).  Ведь почти одновременно с читкой пьесы Т. Москвиной в Театре на Васильевском в декабре 2012 года, на канале «Культура» вышла литературно-художественная композиция Ольги Кучкиной в постановке Александра Клименко «Длинноногая и ненаглядный», основой которой стали все те же письма Степановой-Эрдмана. Казалось, что еще можно добавить к известному сюжету, к чужим письмам, которых не изменить уже потому, что они подлинные, реальные? Но Владимир Туманов и художник Елена Дмитракова  смогли риски преодолеть и добиться невероятного синтеза образной документалистики и театра – воссоздать эпоху. Сценические задник и половик составлены из антрацита сплетенных в застывшем движении лагерных ватников. Более всего он напоминает оживающий по дьявольскому мановению барельеф из фильма «Адвокат дьявола»: еще мгновение, и все эти загубленные системой за неосторожное слово или поступок души оживут, затянут в свой водоворот героев, роли которых исполняют Татьяна Калашникова и Михаил Николаев. Физически существовать в предлагаемых обстоятельствах непросто, но актеры любят, выясняют отношения, танцуют, ссорятся, блаженствуют и страдают. Все как в письмах: пока слова мужчины вызывают улыбку женщины, ее самоотверженность безгранична…
…Единственная в послевоенные годы встреча Степановой со сломленным жизнью Эрдманом произошла в 1957-м, когда Джеромом Килти была закончена пьеса «Милый лжец», дошедшая до МХАТ уже через пять лет. Известно, что история второй раз повторяется в виде фарса. Здесь кольцо истории замкнулось, не дав трагедии перерасти в нечто иное.

Екатерина Омецинская