Дата спектакля
06.12.2019
Мертвые души Гоголя
По мотивам поэмы Николая Гоголя. Ася Волошина — один из самых заметных современных российских драматургов. Ее пьесы идут в театрах по всей стране и за ее пределами
подробнее
Дата спектакля
07.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
07.12.2019
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
07.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
08.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
08.12.2019
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
08.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
10.12.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
10.12.2019
Селфи
Трое незнакомых мужчин бегут марафонскую дистанцию. Другие участники забега где-то далеко за горизонтом. Каждый зигзаг дистанции – новый поворот судьбы
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Новые приключения Маши и Вити
Новая детская музыкальная сказка. Главные герои: Маша, Витя, Баба-Яга, Леший, Дикий Кот Матвей, Кащей и другие
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Новые приключения Маши и Вити
Новая детская музыкальная сказка. Главные герои: Маша, Витя, Баба-Яга, Леший, Дикий Кот Матвей, Кащей и другие
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Женитьба
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками
подробнее
Дата спектакля
13.12.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
13.12.2019
Идиот
Звезды театра и кино в режиссерской работе Владимира Туманова. Мир Достоевского в прекрасных деталях. Взрывы внутренней энергии на сцене. Волшебство. Легенда. Миф
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Дядя Ваня
Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили не только о полете Юрия Гагарина, но заодно и всю свою жизнь
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Моя дорогая Матильда
Неудачнику Матиасу в наследство достается роскошная парижская квартира. Приехав из Америки в Париж, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее обитателей – двух одиноких женщин
подробнее

Даниэль Штайн, переводчик - КУРС ВСЕОБЩЕГО ЯЗЫКА // Театральный Петербург. 2008. № 22 (160) 16 – 30 ноября

«Даниэль Штайн, переводчик» в театре на Васильевском. Своевременный спектакль по роману Людмилы Улицкой поставил поляк Анджей Бубень, главный режиссер театра. В чем пан Бубень, несомненно, преуспел, так это в создании собственной команды профессионалов, которая и стала залогом успешной премьеры

В «Штайне» задействовано семеро актеров. Это отборные силы местной труппы, создающие образы столь масштабные, что спектакль вполне можно счесть за модель мироздания. На это бригада создателей, очевидно, и рассчитывала, поскольку композитор Виталий Истомин написал медитативную музыку, погрузив земные страсти в ледяную гармонию вечности. А незаменимый в данной команде художник Елена Дмитракова замкнула действие в круг, а по краям развесила безликие фигуры в длиннополых одеждах. В театре их прозвали «дементорами» - они и впрямь похожи на этих опасных существ из фильмов о Гарри Потере. И исправно напоминают о смерти. Каждому персонажу художник придумала свой уголок – конструкцию из вещей, которые и раскрывают образ героя, и ограничивают его, и защищают от реальности. Нет такого только у католического священника Даниэля Штайна, поляка по происхождению, еврея по национальности, который во время войны в качестве переводчика и всю последующую жизнь помогал людям понять друг друга: спасшись и от газовых камер, и от НКВД, он принял монашество, а потом отправился на Святую землю создавать еврейскую христианскую церковь. Он единственный замечает, что под ногами у него не земля, а пепел – прах миллионов евреев, жертв Холокоста. Грандиозная книга Людмилы Улицкой посвящена ему. И хотя у Даниэля есть вполне реальный прототип – священник Оскар Руфайзен, книга в восемьсот страниц претендует ( и не без оснований) на жанр романа о втором пришествии, соотносимого с «Идиотом» Достоевского. Писатель играет в документальность, роман выглядит монтажом письменных свидетельств: расшифрованных магнитофонных записей, газетных статей, писем, доносов, дневников, etc. Театр делает ставку на характеры. Что до действия, то Анджей Бубень избрал самую сложную из возможных театральных структур: герои тянут каждый свою песнь судьбы, перехватывая друг у друга текст, точно летучий воланчик, но в прямой диалог не вступают. Это еще называется общением через зал. То есть целостная картина межчеловеческих отношений возникает только в сознании зрителя. Выстраивать эту карту связей – отдельное удовольствие, но все же это лишь бонус к роскошному тексту Улицкой и неожиданно мощным актерским работам.

Попробуйте узнать Наталью Кутасову, в последнее время игравшую преимущественно героинь, в коммунистке-фурии с лохматой седой гривой, в кожанке, напряженно застывшей в кресле и чеканящей, как постановления ЦК, историю своей жизни – историю предательств и арестов. Добавьте сюда еще нервный тик, от которого время от времени сводит половину ее лица, - тем удивительней смотреть на Риту Ковач, которая однажды сделает пару шагов в сторону и будет долго с лирической тоской крутить плафон торшера, на гранях которого – оттиски профилей Маркса, Энгельса, Ленина. Покинутая ею во младенчестве дочь Эва – Татьяна Калашникова сидит справа на высоком стуле, а перед ней дамский уголок с зеркалом и набором косметики. Все это очень важно для девочки, которая родилась в гетто, росла в приюте, а на первое причастие ее не пустили, ибо у нее не было белого платья. Как только мать берется заплетать седую косу, Эва яростно расплетает свою – прекрасную, рыжую, густую.

История о смерти пятилетнего сына в машине, обстрелянной палестинцами, - самая спокойная часть речи Гершона Шимеса, чье фанатичное иудейство родилось из фанатичной ненависти к советскому режиму. Михаил Николаев точно по завету Станиславского нашел, где этот плотный истеричный мужчина мягок, как тряпочная игрушка. Слезу наворачиваются на глаза не когда Шимес сообщает, что погибший мальчик был всеобщим любимцем и первым словом его было «lovely», а когда вдруг, точно извиняясь, уточняет, что жена старалась говорить с детьми на иврите, но все равно получалось почему-то по-американски. Вокруг Шимеса громоздятся книги: отсидев десять лет в советских лагерях за самиздат, он с ними не расстается. А у Хильды – немки, отправившейся в Израиль на помощь Даниэлю искупать грех деда, офицера Третьего рейха, - только белое полотно на раме, к которому она старательно крепит фотографии людей, обретших опору в храме Илии, созданном Даниэлем. Актриса Елена Мартыненко в скромном пальтишке и в беретике, из-под которого не выглядывает ни волосинки (так положено женщинам на Востоке – скрывать все, кроме рук и лица), целомудренно, как таинство, но и актерски совершенно играет превращение гадкого утенка в прекрасную женщину. Православного священника Ефима Довитаса Артем Цыпин пригвоздил: собственные неудачи он констатирует с самодовольным хмыканьем, машет кистью, как заправский художник, но передник его отчего-то измазан только красной краской, как кровью. Пригвоздил героя и режиссер – вывел Иудой, строчащим донос. А вот Игорь Николаев сыграл атеиста, но почти святого: его Авигдор Штайн, брат Даниэля, - из тех, кто остается наивным ребенком до тех пор, пока не становится добрым дедушкой. Братьями и сестрами – неприкаянными и одинокими, укрывшимися от жизни каждый в своей крепости – делает этих людей единая для всех интонация претензии: к Богу, к партии, к бывшим и настоящим любимым.

Даниэль Штайн в исполнении Дмитрия Воробьева бродит между ними вечным странником. Но лучшие места в спектакле у Воробьева те, когда он потешается над идиотизмом государственных чиновников, выводя их лицами из анекдотов. Он – человек, не небожитель, и единственное отличие Даниэля от других людей – отсутствие претензий к кому бы то ни было, полное приятие жизни и людей. Актерская природа Воробьева – неагрессивная, излучающая не высший свет, как было у Смоктуновского в «Идиоте», а обыкновенное земное тепло – как нельзя лучше совпала с персонажем, который так необходим сегодня театральной сцене: человеком, с чувством глубокого удовлетворения разрешающим смертельные конфликты.