Дата спектакля
20.09.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
24.09.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
25.09.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
26.09.2019
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
27.09.2019
Старик Хоттабыч
12-летний Волька Костыльков находит запечатанный сосуд, в котором был заточен джинн. Вскрыв сосуд, Волька узнаёт, что джинна зовут Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, и джинн теперь у него в долгу
подробнее
Дата спектакля
27.09.2019
Чайная церемония
Сколько странностей и тайн, шорохов и мелодий, тепла и отчаяния сокрыто в призрачном пространстве любви! Порой создается впечатление, что персонажи пьесы находятся в этом пространстве века
подробнее
Дата спектакля
28.09.2019
Старик Хоттабыч
12-летний Волька Костыльков находит запечатанный сосуд, в котором был заточен джинн. Вскрыв сосуд, Волька узнаёт, что джинна зовут Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, и джинн теперь у него в долгу
подробнее
Дата спектакля
28.09.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
29.09.2019
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван – шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери – Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
29.09.2019
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее

Мещане - «Мещане» в Театре на Васильевском: Буря под вечным абажуром




Ничто не спасет людей, которые рушат свои семьи и перестают любить. Это главная мысль «Мещан»

Эта пьеса не ставилась в нашем городе с 1966 года, после легендарного спектакля Георгия Товстоногова с участием Евгения Лебедева, Николая Трофимова и Кирилла Лаврова. Больше к «Мещанам» в Ленинграде-Петербурге никто не обращался, да и во всей России в последние годы случилась только пара примечательных постановок - в Казани, и еще в МХТ, где над Горьким вдоволь наигрался Кирилл Серебренников.

Горький против Шерлока Холмса

Ничего удивительного в этом нет. Тема конфликта поколений избита, Горький в последние годы популярностью не пользуется ни у режиссеров, ни у зрителей. А планку, поставленную еще тем, легендарным БДТ, преодолеть очень сложно, если вообще возможно.


Вызов принял главный режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов. Он не побоялся взять в работу материал, который, по большому счету, всегда был некстати.

 

Стоит задуматься: «Мещане» были написаны в 1901 году. В России - расцвет модерна. Изогнутые плавные линии, вычурность, предельная декоративность и зашкаливающая отдаленность от всего земного буквально во всем - от живописи и поэзии до предметов декоративно-прикладного искусства. На театральных сценах - сплошные интриги и фарсы. В одном Петербурге - несколько вариантов похождений Шерлока Холмса, а также пользовавшиеся бешеной популярностью сочинения «Брачная ерунда», «Человек о ста головах», «В чужой постели» и т.п.

И вдруг появляется мощный голос с рассказом о ломающемся укладе городской семьи, о трагическом несовпадении в жизни, казалось бы, родных людей. Об ответственности за собственное будущее - а значит, и за судьбу своей страны. Казалось бы - что могло быть враждебнее, инороднее для царившего в ту пору мистического флера модерна?

Но первую пьесу Максима Горького не просто заметили. После появления в 1902 году сначала на петербургской, а после и на московской сцене, «Мещане» получают Грибоедовскую премию как лучшее драматическое произведение. А ведь язык пьесы чрезвычайно сложен - не каждый одолеет. Но тот, кто прочтет, не сможет не поразиться, с каким мастерством выписаны образы, до какого накала доведен драматизм действия.

 

Отпихивая ближних

В качестве реверанса эпохе, в которую появились «Мещане», над сценой Театра на Васильевском свисает абажур в стиле Тиффани, а вовсе не привычный, обывательский, с висюльками. Еще большой резной буфет отсылает к началу прошлого века. Больше никаких привязок к минувшему нет - то, что происходило в зажиточном доме Василия Васильевича Бессеменова, может происходить - и наверняка происходит - и сейчас.




Сын Петр и дочь Татьяна считают родителей отжившими свое, их ценности - архаичными, жизненный уклад - невыносимым. Старинные благочестие и понятие о нравственности расцениваются как пережитки. Сейчас бы сказали с иронией - скрепы. Очень актуальная картина и для наших дней, что только подтверждает: «Мещане» - настоящая классика, на все времена. Новое поколение хочет на волю. Петр - снова, он уже провел три года в университете, откуда был исключен за неблагонадежность. А Таня воли никогда и не знала, ограничившись учительской долей и уделом старой девы.

Но жизнь рвется отовсюду. Она заключена и в животной брутальности приемного сына Бессеменова Ниле, предмете тайных помыслов Татьяны. Жизнь манит Петра в постель вдовы тюремного надзирателя Елены Николаевны, которая снимает комнату в мещанском доме. Даже у странного птицелова Перчихина и то своя жизнь, пусть неприкаянная, зато протекающая в ладу с природой. И кухарка Степанида органична в своем лукавстве и взбалмошном нраве.