Дата спектакля
20.11.2019
Женитьба
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками
подробнее
Дата спектакля
21.11.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.11.2019
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
21.11.2019
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
22.11.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
22.11.2019
Долгий рождественский обед
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
23.11.2019
Сказки Пушкина
Классический пушкинский текст иллюстрируется карнавально-цирковыми номерами, пластическими этюдами, импровизационными находками
подробнее
Дата спектакля
23.11.2019
Чайная церемония
Сколько странностей и тайн, шорохов и мелодий, тепла и отчаяния сокрыто в призрачном пространстве любви! Порой создается впечатление, что персонажи пьесы находятся в этом пространстве века
подробнее
Дата спектакля
23.11.2019
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
24.11.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
24.11.2019
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее
Дата спектакля
24.11.2019
Дядя Ваня
Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее

Даниэль Штайн, переводчик - МИСТЕРИЯ О ВЕРЕ // Утро Петербурга. 2008. №647, 29 октября.

В Театре сатиры на Васильевском сыграли премьеру по мотивам романа Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», награжденного национальной премией «Большая книга». Улицкую в «Сатире» уже ставили. И ей так понравился спектакль по ее пьесе «Русское варенье», что писатель дала согласие на театральную инсценировку «Штайна», которую и осуществил Анджей Бубень.

НАЧАЛО
В основу книги легла история реального человека — католического священника и мыслителя еврея Даниэля Руфайзена. Прошедший ужасы второй мировой войны, он узнал их и в, казалось бы, мирной жизни, став человеком без национальности и духовным учителем многих. В романе нет традиционной сюжетной канвы, он построен как коллаж из писем, документов, газетных вырезок и воспоминаний. Желая создать атмосферу камерности, режиссер Бубень и сценограф Елена Дмитракова посадили зрителей как можно ближе к сцене на высокий помост. Сама же сцена приобрела вид пространства, заполненного бесчисленным количеством предметов и населенного странными людьми, которые, увязая ногами в густом слое пепла, рассказывают историю жизни.

ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОИСКАХ СМЫСЛА
Из множества персонажей, населяющих роман, театр выбрал историю семи человек, семи судеб, так или иначе связанных между собою. Кроме самого Даниэля это полусумасшедшая старуха-коммунистка, доживающая свои дни в израильской богадельне (Наталья Кутасова), ее дочь Эва (Татьяна Калашникова), брошенная матерью вместе с братом ради слепой любви к идеалам. Это немка Хильда (Елена Мартыненко), ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Это священник Русской Православной церкви Ефим Довитас (Артем Цыпин). И еврей Гершон Шимес (Михаил Николаев), перед выездом в Израиль отсидевший пять лет в советских лагерях. И, наконец, младший брат Штайна Авигдор (Игорь Николаев), который в 1941-м расстался с Даниэлем, а увидел его лишь через восемнадцать лет.
Все они походят на части некоего единого мира, расколотого бедами и катастрофами, мечущиеся в поисках хоть какой-то опоры. Вообще темы самоопределения человека в мире и его тотальное одиночество — центральные в спектакле. Но звучат они не навязчиво, не дидактически, а исповедально: зритель становится свидетелем сокровенных монологов, сменяющих друг друга.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Даниэль Штайн в исполнении Дмитрия Воробьева замкнут в тот же круг поиска смысла, что и другие. В ряду иных монологов его рассказ о том, как он был переводчиком в гестапо, готовил побег польских евреев из гетто, а затем стал священником в Израиле, — лишь голос в общем хоре. Но Даниэлю в отличие от других дано ответить на главные вопросы. Спектакль полон ассоциаций — в нем возникают мотивы христианского смирения, предательства и даже убийства. Возникает история единственной и жертвенной любви, история покаяния и смирения. Каждый из персонажей этой истории приходит к осознанию высшей если не справедливости, то хотя бы воли и старается ее принять. Как ни удивительно — ее принимает и Эва, забывая приютское детство, и ее мать, которая в исполнении Кутасовой поначалу походит едва ли не на фурию, выкрикивающую политические лозунги. И Хильда, погубившая свое женское счастье ради сурового обета. В финале герой Воробьева подвешивает на крюки полукруглого кронштейна огромные серые полые внутри фигуры, напоминающие безликие маски смерти. Из них в первой сцене возникли персонажи. Но сейчас они остаются висеть безмолвными и жуткими силуэтами, завершая мистерию о вере.
Мотив иудиного предательства и подстроенной гибели отца Даниэля в автокатастрофе можно лишь угадывать в последних репликах спектакля, но история человеческого страдания, веры и искупления без этого, пожалуй, была бы не полной.