Дата спектакля
18.09.2019
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
19.09.2019
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
20.09.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее

ART - ОЧЕНЬ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Я. Реза «Арт»
Театр на Васильевском, камерная сцена на Малом проспекте
Режиссер Руслан Нанава, художник Елена Дмитракова

«Арт» — пьеса француженки восточного происхождения Ясмины Реза -замечательная, «удобная» — всего 3 персонажа, самоигральная, получившая немало международных премий и с успехом обошедшая европейские и американские сцены. В ней соблюден тонкий баланс между «красивостью» коммерческой комедии и драматичностью человеческих взаимоотношений.

Поводом для серьёзных мужских разборок служит абстрактная картина, которую один из трёх друзей покупает задорого, в российской же действительности я сама не раз была свидетелем скандалов на почве «Чёрного квадрата» Малевича, который становился причиной споров, ссор и даже драк. Способность любителей современного искусства восхищаться «невидимым», получать чувственный импульс и прозревать смысл там, где человек рационального склада ясно видит лишь грубую материальную фактуру и абсолютное мошенничество — эта разница восприятий питает сюжет и становится основой распри взрослых состоявшихся мужчин. За всю сценическую историю пьесы, начавшуюся в 1994 году (Париж, реж. Патрис Кербрат) возникла некая традиция ее подачи — в меру эстетизированная белая среда, на ее фоне мужские фигуры в чёрных респектабельных костюмах. Помимо общения между собой, герои делятся своими соображениями «апарт», обращаясь с авансцены непосредственно к публике.

Сцена из спектакля.


Фото — из архива театра

Молодой режиссер Руслан Нанава в соавторстве с художницей Еленой Дмитраковой поставил на сцене филиала театра на Васильевском (бывшая «Антресоль») спектакль, на первый взгляд не сильно выпадающий из общего ряда многочисленных постановок «АРТа». Пространство черное — но с белым ковром, белыми стульями, светлым мольбертом. Однако возраст артистов — на площадке очень молодые люди, вчерашние выпускники, несколько изменил коллизию, приглушил тему социального статуса, которая в пьесе весьма значима и заострил внимание на характерах героев.

Преуспевающий дерматолог Серж, владелец картины — в исполнении Романа Зайдуллина рафинированный эстет, одетый и дома, как в офисе, сдержанно-язвительный, на лице его то и дело выражение скрытой брезгливости, на руках — латексные перчатки, именно в них он прикасается к картине. Реальность его раздражает — чего стоит одна лишь фраза о бывшей жене, произнесенная впроброс и оттого звучащая как оговорка по Фрейду: «Новый бзик Франсуазы — детям нужен отец!» Артист успевает в одной реплике — возмутившись абсурдным требованием — дать исчерпывающую характеристику персонажу, и поставить диагноз поколению «антиотцов»…

Арсений Мыцык, ученик Спивака, играет Марка, инженера с романтической душой и Че-Геварой на майке. Темпераментный бунтарь, он внезапно оказывается не в состоянии справиться со своим природным консерватизмом, который взыграл, похоже, и для него самого несколько неожиданно. Вышедший из под контроля «здравый смысл», если ему не подчиниться, способен разрушить не только дружбу. Серж в результате и подчиняется, разрешив ему разрисовать девственное полотно белой картины фломастером. Зрителю, правда, Серж сообщает, что фломастер смываемый, и он об этом знал…

Третий персонаж, с русским именем Иван (Булат Шамсутдинов), наименее успешный из троих, «ангел-миротворец», пытается примирить друзей всеми доступными средствами. Поначалу он кажется наиболее цельной личностью, но очень скоро выясняется, что его мудрость, спокойствие и доброта добыты несоразмерной ценой — годами лечения у психоаналитика, придурка Финкельзона. На самом деле выбить его из колеи ничего не стоит — он как ребенок при ссорящихся родителях, пытается привлечь к себе внимание с помощью нелепых уловок, вроде ушибленного уха.

Все роли сделаны с душой и безусловным мастерством, все трое молодых актеров владеют профессией и отличными данными, спектакль в целом добротен и качествен. И всё же…Не то чтобы от молодой режиссуры ждёшь исключительно эксперимента и новаторства… Но сцена, с которой действие началось — когда все трое, лежа на полу, надували воздушные шарики и одновременно, переглядываясь и веселясь, с шумом выпускали из них воздух, эта сцена «сговора», пожалуй, самая забавная, ироничная, эмоционально передающая суть отношений в дружбе — она осталась единственной по-настоящему оригинальной сценой в спектакле.