Дата спектакля
14.09.2019
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
15.09.2019
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
16.09.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
17.09.2019
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам. Можно выбрать возраст, рост, вес, размер ноги
подробнее
Дата спектакля
18.09.2019
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
19.09.2019
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
20.09.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее

Последний троллейбус - "ПОСЛЕДНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС"

Наступает солнечная, почти летняя суббота – 26 число месяца апреля, и случается премьера – «Последний троллейбус», по мотивам произведений Александра Володина «Пять вечеров» и «Записки нетрезвого человека».

И ты вырываешься из суеты линий Васильевского острова, заходишь в театр на Васильевском – там, где малая сцена, где зрители и работники театра знают друг друга по именам, где такой уютный камерный зал, устланный мягким ворсом: можно скинуть туфли, устроиться, будто дома, на любимом кресле, выдохнуть, посмотреть на сцену. А на сцене – троллейбус. Стоит себе на конечной, где-то на площади Александра Невского, в далеком 1965 году – двадцать лет минуло с войны, девятое мая, все празднуют, и последний на маршруте троллейбус пустует. Кондуктор и водитель скучают в салоне, ждут выезда, играют в города, морщатся, вспоминая: «К? Караганда была…». Зрители в ответ подсказывают: «Курган!». «Точно, спасибо… Курган!» — «Норильск!». «Норильск был!» — волнуется зал и тут же начинает вспоминать новый город на «н»… И вот персонажи на сцене – уже не чужие, уже почти знакомые, настоящие люди, и веришь в них сильнее, и сопереживаешь им больше.


Троллейбус трогается с места, на подножку запрыгивает опоздавший пассажир. И сходятся в одной точке человеческие жизни, которые когда-то уже пересекались – но разошлись, потерялись – казалось, что безвозвратно. И едет троллейбус – скрип колес, шуршат «рога», за окнами медленно меняют друг друга городкие пейзажи. И постепенно ты понимаешь: да это же 11-й! Только он от Александра Невского до площади Труда идет, да я на нем сто раз ездил! И словно попадаешь в 1965-й, прямиком в салон троллебуйса, к тем двоим, между которыми начался — и, кажется, – никогда не закончится самый важный разговор в жизни. Разговор, который прерывается только песнями Булата Окуджавы.

Прошлое оживает на сцене. Оживает текстами Александра Володина: спектакль – словно лоскутный коврик сплетен из его стихов и прозы. Оживает характерами – такими разными, такими живыми – не идеальными персонажами, а настоящими людьми, с которыми и в самом деле можно проехать в троллебуйсе по Невскому и не узнать, какую сложную дорогу прошел каждый из них.

Тамара – вот она, женщина, с улыбкой и поднятой головой прошедшая и тяжелые военные годы, и одиночество, и непростую работу, такая, каких миллионы – этих хрупких, женственных бойцов, готовых уехать ради настоящей любви на край света и ждать эту самую любовь десятилетиями.

Илья – запутавшийся, испуганный, однажды потерявший свое счастье человек, который – не смотря ни на что – готов попытаться еще раз.
Катя – еще одна женская судьба, в которой было много любви и много веселья, обернувшегося одиночеством и глубокой житейской мудростью.

Прошлое оживает звуками и цветами: мерцает салон троллейбуса, расцветает за его окнами праздничный салют, бросая разноцветные блики на лица героев, звучит шумом колес и скрипом проводов, шумом ветра, звуками далекой тайги, в которой Илья спрятался от самого себя — и в которую вернется уже не один. И все это оборачивается маленьким, компактным бытовым чудом, ожившей сказкой, которая заканчивается… хорошо. Да. Без драматического открытого финала, без безнадежности, без циничного осознания, что со взрослыми сказок не бывает – бывают! Вот оно, доказательно того, что на маршруте троллейбуса №11 есть не только «Гостинный двор» и «Искакиевская площадь», но и маленькая станция «Любовь». Конечная.

Алена Муравлянская, специально для MuseCube

В репортаже использованы фотографии, предоставленные Театром на Васильевском