Дата спектакля
19.11.2019
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
19.10.2019
Чисто семейное дело
Звезды театра и кино в искрометной комедии! Каскад неожиданностей, сюрпризы с переодеваниями, ошарашенные коллеги, жены и любовницы, перепутанные родители, в общем – чисто семейное дело
подробнее
Дата спектакля
21.11.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
20.11.2019
Женитьба
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками
подробнее
Дата спектакля
21.11.2019
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
21.11.2019
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
22.11.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
22.11.2019
Долгий рождественский обед
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
23.11.2019
Сказки Пушкина
Классический пушкинский текст иллюстрируется карнавально-цирковыми номерами, пластическими этюдами, импровизационными находками
подробнее
Дата спектакля
23.11.2019
Чайная церемония
Сколько странностей и тайн, шорохов и мелодий, тепла и отчаяния сокрыто в призрачном пространстве любви! Порой создается впечатление, что персонажи пьесы находятся в этом пространстве века
подробнее
Дата спектакля
23.11.2019
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
24.11.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
24.11.2019
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее
Дата спектакля
24.11.2019
Дядя Ваня
Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее

Проклятая любовь - Премьера спектакля "Проклятая любовь" в Театре на Васильевском / PULSE / сентябрь 2013

Проклятая любовь

Режиссер Владимир Туманов

В ролях: Татьяна Калашникова, Михаил Николаев

            Название спектакля очевидно предполагает двойственность и вариативность интерпретаций. Слово «проклятый» может прочитываться с ударением как на первый слог, так и на второй. Это те самые отношения, которые, как пишут в романах, не могли не случиться и одновременно были обречены. В программке герои обозначены как Он и Она, имена даются лишь в скобках. Что позволяет немного отстраниться от конкретных людей, живших в известное историческое время.

            Роман драматурга и сценариста Николая Эрдмана  и актрисы Ангелины Степановой начался в конце 1920-х, а истаял в предвоенное время. Эрдмана, написавшего сценарии к барнетовскому «Дому на Трубной» и александровским «Веселым ребятам», в 1933 году отправили в ссылку за слишком острый сатирический дар. Степанова писала письма, обивала пороги, сражаясь за любимого человека. Но пока до этого еще далеко – на дворе 1928-й год, Николай (Михаил Николаев) и Ангелина (Татьяна Калашникова) только познакомились и немедленно влюбились друг в друга. Начало их истории будет сопровождать мелодия жгучего танго. Герои молоды, веселы и талантливы. Однако зрительский взгляд то и дело фокусируется не на актерах, а на уже давно утративших цвет и вид, порядком истрепанных ватниках, которыми художник Елена Дмитракова покрыла весь планшет Камерной сцены Театра на Васильевском и затянула задник. Хотя есть здесь предмет и из другого -  уничтоженного и растоптанного - времени. Это величественное кожаное кресло. Он и Она будут в него усаживаться то по одиночке, то пытаться втиснуться вместе, плюхаться с размаху, садиться, сжимаясь в комок, вскакивать на спинку дабы продекламировать очередной опус. Но однажды легкость бытия прервется – Эрдмана отправят сначала в Енисейск, оттуда в Томск и будут таскать по Сибири еще 3 года. После помилуют и позволят жить - подальше от столицы. Домой Он сможет вернуться лишь перед началом войны. А Она останется в Москве, вступит в бесконечную переписку с соответствующими органами,  пытаясь выцарапать любимого человека из этой мясорубки. Расставание, увы, выдержать дано не всем. Любовь, страсть Ангелины Степановой к театру перевешивает в итоге всё прочее. Постепенно их переписка скудеет, хотя актриса продолжает поддерживать Эрдмана, насколько это возможно. По возвращении отношения угасают совсем.

            Татьяна Москвина использовала для своего текста подлинные письма Эрдмана и Степановой. С комментариями Виталия Вульфа переписка вышла в 2008-м году и переиздана в 2009-м. При выборе актеров на роли Владимир Туманов вряд ли стремился к абсолютному внешнему сходству с реально жившими людьми. Впрочем, у Татьяны Калашниковой совпадений довольно много – та же гордая посадка головы, точеный профиль, низкий, чуть резковатый, голос. В иные моменты она до такой степени напоминает знаменитую мхатовскую актрису, что лишь диву даешься. Калашникова играет женщину сильную, решительную, твердого характера, какой и была исполнительница роли Анны Павловны Шерер в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Михаил Николаев, напротив, на свой прототип походит не особенно. Эрдман был невелик ростом и не самой взрачной  внешности. Николаев – Эрдман много и искрометно шутит, он импульсивен, легок в настроении, хотя на ехидные реплики по поводу творчества реагирует болезненно и остро. Времена, как заметил поэт, не выбирают. Вот и героям «Проклятой любви» пришлось идти вслед за обстоятельствами, которые диктовало время. Пути их разошлись, хотя память о той поре была настолько дорога обоим, что ни одно письмо не исчезло. А не это ли самое главное –  сохранить воспоминания, несмотря на самые жестокие испытания.