Водевили - Прощальный аккорд оказался «водевильным» // Невское время. 2011. 14 сентября

Многие-многие годы Театр на Васильевском (который до недавнего времени был Театром сатиры) посещали преимущественно жители острова. Большая часть петербургских театралов не ходила в него: не было в репертуаре хоть сколько-нибудь примечательных спектаклей. И постепенно некогда отличная труппа стала тоже сдавать позиции. Но несколько лет назад в этот театр пришел на должность главного режиссера поляк Анджей Бубень. И случилось настоящее чудо – о театре заговорили не только в Петербурге, но и в Москве. В него стали ездить со всех концов Петербурга, в залах всегда аншлаг, билетов в кассе перед спектаклем не купить: только заранее. Также вдруг выяснилось, что театр этот обладает великолепным коллективом актеров, которые по силе и профессионализму своему вполне могут соперничать с додинскими: МДТ – Театр Европы в этом вопросе давно уже считается лидирующим.

Анджей Бубень – наследник русской психологической школы. Он получил образование здесь, в Ленинграде, в ЛГИТМиКе. Он умеет любить актера, работать с ним…

И вот по городу поползли слухи, что Бубень из Театра на Васильевском уходит. Причем не по своей воле. К началу сезона слухи стали действительностью: официальная версия говорит о том, что с ним не был продлен контракт. Анджей не покинул еще стен театра, а афиши и программки спектаклей были подписаны именем нового главного режиссера, Владимира Туманова. Туманов не случайный человек в этом театре. Когда-то он поставил здесь спектакль-легенду «Таня-Таня». Спустя годы произошло его возвращение. Правда, не очень корректное по отношению к коллеге. Но оставим это на совести того, кто принимал решения и подписывал приказы.

Прощальным аккордом Анджея Бубеня в Театре на Васильевском стал спектакль «Водевили». Это чеховские «Медведь», «Предложение», «О вреде табака» и «Юбилей». В четырех карикатурных скетчах сыграли все любимые артисты режиссера, которые вместе с ним принесли театру заслуженную славу. Не было разве что Натальи Кутасовой.

Елена Мартыненко и Дмитрий Воробьев в комедии оказались столь же убедительными актерами, как и в привычном драматическом жанре. Они упоительно комикуют, но при этом градус, позволяющий им не впасть в пошлый стенд-ап камеди, соблюден. Оба замечательно пикируются чеховскими фразами, получая откровенное удовольствие от происходящего.

Четыре маленькие истории разыгрываются на фоне выцветших обоев (сценография Елены Дмитраковой), завешанных мещанскими рюшечками и салфеточками. Меж сценами лишь заносится необходимый реквизит: стол, стулья, радио...

В «Предложении» Михаил Николаев и Наталья Лыжина разыгрывают зажигательный фарс. Спор о кобеле, кажется, и правда вот-вот сведет в могилу Ивана Васильевича. Он сначала нервно теребит дурацкий желтый цветок в петличке, а потом и вовсе хватается за сердце, ловя воздух ртом. И понятно: такая невеста, как играет свою Наталью Степановну Наталья Лыжина, и правда кого хочешь укатает и порежет на мелкие кусочки, как морковку, которую она осатанело кромсает во время спора с будущим мужем.

Невольно вспоминаешь о том, что Артем Цыпин – ученик Льва Додина, когда он выходит на сцену в пронзительном монологе «О вреде табака» и вместо лекции рассказывает всю свою жизнь. Неожиданно больно, не жалуясь, не взывая к сочувствию. А словно для себя, чтобы выговориться. В трогательной вязаной жилетке и шерстяных носках, за 10 минут сценического действия он рассказывает свою жизнь и свои мечты. Мечты, такие сокровенные – о них можно говорить вслух только тогда, когда точно знаешь, что тебя… никто не слышит.

«Юбилей», в котором главную роль играет Андрей Феськов, стилистически напоминает спектакль Анджея Бубеня «Курс лечения», в котором в центре тот же артист. «Галлюциногенная» музыка, изломанная, нездоровая пластика, которой наделяет хореограф Юрий Васильков всех артистов, превращает чеховскую комичную историю в фантасмагоричную, кафканианскую. В которой действуют не люди, а функции, движущиеся по точно заданной им кем-то траектории.

Два с небольшим часа действия пролетают незаметно. Бубень умеет владеть зрительским вниманием – как заправский фокусник… Театру на Васильевском будет не хватать этого мага. Он остался без сатиры и снова без хорошего режиссера.

http://www.nvspb.ru/stories/proshchalnyy-akkord-okazalsya-vodevilnym-46324