Дата спектакля
10.12.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
10.12.2019
Селфи
Трое незнакомых мужчин бегут марафонскую дистанцию. Другие участники забега где-то далеко за горизонтом. Каждый зигзаг дистанции – новый поворот судьбы
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Новые приключения Маши и Вити
Новая детская музыкальная сказка. Главные герои: Маша, Витя, Баба-Яга, Леший, Дикий Кот Матвей, Кащей и другие
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
11.12.2019
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Новые приключения Маши и Вити
Новая детская музыкальная сказка. Главные герои: Маша, Витя, Баба-Яга, Леший, Дикий Кот Матвей, Кащей и другие
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
12.12.2019
Женитьба
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками
подробнее
Дата спектакля
13.12.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
13.12.2019
Идиот
Звезды театра и кино в режиссерской работе Владимира Туманова. Мир Достоевского в прекрасных деталях. Взрывы внутренней энергии на сцене. Волшебство. Легенда. Миф
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
14.12.2019
Дядя Ваня
Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Королевские зайцы ПРЕМЬЕРА
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили не только о полете Юрия Гагарина, но заодно и всю свою жизнь
подробнее
Дата спектакля
15.12.2019
Моя дорогая Матильда
Неудачнику Матиасу в наследство достается роскошная парижская квартира. Приехав из Америки в Париж, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее обитателей – двух одиноких женщин
подробнее

Курс лечения - ШТУКА ПОЛЬСКА // Империя драмы. 2009. Март. №24.

Несколько лет назад тут не то чтобы дурно пахло, а не пахло вовсе. Артист Ш., немолодой и заслуженный, в заглавной роли быстро слетевшего с репертуара спектакля дефилировал по сцене в кальсонах. Говорят, за кулисами Ш. чертыхнулся, мол, вот такие у нас чудеса, потому что волшебников совсем не осталось. Сказал про режиссёров – и был прав не только в частности, но и вообще. Все волшебники и кандидаты в волшебники сосчитываются на «раз-два-три»: и все они при деле. Даже те, кто, будучи неделовыми и странными, отсиживались на чердаках, и то веленьем грозной Немезиды оказались в конце концов, где им и полагается, – на больших академических сценах. Не очень большому и не академическому Театру на Васильевском острове своего волшебника не причлось. Искали преимущественно среди иноземцев. Некоторое время пребывали во влажных объятиях куртуазного режиссёра Койфмана – насилу выпростались. Подбивали клинья к Евгению Марчелли (он сам из Калининграда, но итальянская фамилия). Тот оказался уже окольцован Омской драмой, из которой давеча с хлестаковской лёгкостью скакнул на калининградщину; объяснился коротко: «Снится мне деревня, отпустить меня не хочет родина моя». Относительно занявшего вакансию главрежа бывшей «Сатиры на Васильевском» поляка Анджея Бубеня тоже казалось первоначально, что он вот-вот «скакнёт» куда-то, что его здешние спектакли – исключительно для портфолио; такой – на полгодика – «проект». Из «Курса лечения» стало окончательно ясно: не проект, а человек работает. Стационарно служит в стационаре, приговорённом к подчинению Ленинградской области, чей бюджет в основном «насчёт картошки», а комедиантов привык держать на подножном корму. Что этот пан здесь ловит? Зачем ему эта многолюдная труппа, значительной частью состоящая из бывших провинциальных премьеров, приходящих на репетиции с немым вопросом о сломанной актёрской судьбе? Очень странный человек: он ведь тут даже не первое лицо, а подчинён худруку; и из Польши его никто не высылал. Как минимум в Торуни он – авторитет. За странности Бубеня уважают актёры. В «Курсе лечения» протагониста – молодого психиатра, проникшего в сумасшедший дом под видом шизофреника, – тоже зовут Анджей. Артистам эта деталь ужасно нравится: они переспрашивают «Как-как тебя зовут? Анджей?» Шуточка повторяется не раз – и без следа уничижения; так шутят только над своим. И это притом что, по долетающим слухам, Анджей борется в театре за дисциплину и порядок. Представляете себе?

Не знаю, что сейчас думает артист Ш. про волшебников (хотя грешным делом интересно, как он относится к новоприобретённому амплуа «внезапно заговоривший паралитик»: Бубень упорно назначает его именно на такие роли). Но обойдясь без лести, провести Бубеня по рангу чудотворцев не получится. У того же упомянутого Марчелли мне довелось видеть несколько сцен, отмеченных высшим вдохновением, именно что чудесных; но довелось также наблюдать, как лень ему тянуть логическую нить, как легко он обрамляет найденное жемчужное зерно навозом театральных штампов и прочей малоценной ерунды. И это у него из спектакля в спектакль. У Бубеня я не припомню ни единой волшебной сцены, но вижу, как он работает над своими ошибками. Раскоординированность актёрского существования в «Саранче» сменилась острым и внятным ритмом «Даниэля Штайна» и «Курса лечения». Развязность эксцентрики «Русского варенья» в «Курсе лечения» преобразилась в аккуратно отмеренные дозировки: минимум педали, маски допускаются, хари – нет. Что же до «Штайна», то здесь главным изъяном представляется как раз совершеннейшая гладкость, калькулированность спектакля, просчитанность зрительской реакции. Не хватало ощущения риска – в «Курсе лечения» его с лихвой.

Проще всего, конечно, написать об этом спектакле фельетон. Можно заклеймить невнятицу фабулы: то ли прописанную в литературном первоисточнике польского прозаика Яцека Глэмбского (если транскрибировать по правилам: Глебского), то ли полученную в инсценировке. Можно обрушиться на главного героя Анджея Майера. Артист Андрей Феськов – обаятельнейший тип, и куда пропало это обаяние? Он играет человека почти без свойств, без привычек, без определённой речевой манеры. Трудные психологические кульбиты, предпосланные Анджею Майеру ходом действия, при таком раскладе обречены быть сыграны формально; размытый рисунок роли – конечно, вина режиссёра. Можно фельетонировать явление всевечной поп-иконки Мэрилин Монро с её «пум-пум-пи-ду» посередь приёмного покоя психлечебницы; а можно – бесстыжий кичевый финал, лёгкий шок для изысканной публики.

Но поводов для фельетона вокруг и так предостаточно. Как и спектаклей с невнятной фабулой. Только её принято венчать дешёвым кичем – слезовыжиманием, монологом с соплёй, под «Аве Марию» или «Санта-Лючию». А у Бубеня кич хороший, нонконформистский, отдалённо напоминающий хипповский хеппенинг. И «пум-пум» мы слышали неоднократно в разных театрах, но за ним следовала многозначительная пауза минут на десять, а в «Курсе лечения» за десять минут уже рушатся миры. И сколько смачных актёрских эпизодов! Буйный параноик Дмитрия Воробьёва носится по сцене бешеной мерцающей голограммой, а кроткий прилипала Михаила Николаева исполняет при нём нечто вроде грамматической роли послелога. Специалист по лукавству Сергей Лысов ласково шаржирует пожилого циничного эскулапа. Елена Мартыненко ко множеству своих актёрских лиц добавляет пустое и серое лицо жены Майера – дуры и предательницы. Татьяна Малягина с пугающим правдоподобием симулирует шизофрению. А труппа, – труппа слаженна, что для здешних многофигурных спектаклей новость, труппа сдержанна, даже элегантна. Да та ли это труппа? Вот какая штука…

http://www.alexandrinsky.ru/magazine/rubrics/rubrics_251.html