Дата спектакля
15.11.2019
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
15.11.2019
Русское варенье
Спектакль - лауреат премии "Золотой софит", номинант премии "Золотая маска". Это современная история современной русской интеллигенции. История, которая парадоксальным образом сопоставима с грустными комедиями Антона Чехова
подробнее
Дата спектакля
16.11.2019
Старик Хоттабыч
12-летний Волька Костыльков находит запечатанный сосуд, в котором был заточен джинн. Вскрыв сосуд, Волька узнаёт, что джинна зовут Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, и джинн теперь у него в долгу
подробнее
Дата спектакля
16.11.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
16.11.2019
Охота жить
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.11.2019
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван – шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери – Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.11.2019
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам. Можно выбрать возраст, рост, вес, размер ноги
подробнее
Дата спектакля
17.11.2019
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее

Эти свободные бабочки - Театр на Васильевском: кое-что из жизни чешуекрылых

На прошедших выходных Государственный театр на Васильевском показал свою долгожданную премьеру - спектакль режиссера Леонида Алимова по пьесе американца Леонарда Герша «Эти свободные бабочки…».

«Долгожданная» здесь – отнюдь не фигура политесной речи: спектакль и вправду делался очень долго, репетиционный период несколько раз останавливали из-за обилия проектов, находящихся в работе. В результате дорепетировались до того, что молодежная лирическая драма увидела зрителя аккурат в тот момент, когда весь его мир вдруг сжался до свежей сводки с валютной биржи и до пресловутого «барреля».

Поэтому кому из нас сейчас нужны взаимоотношения хорошего американского парня Дона Бейкера (Александр Удальцов) и расчетливой, но и взбалмошной девчонки Джил Теннер (Светлана Щедрина), того же подданства? Сможем ли мы встретить новый день, не понаблюдав за Ральфом Остином (Давид Бродский), когда ради смутной перспективы сыграть в его полупорнографическом спектакле юная деляга Джил легко бросает «мальчишку» Дона? И, наконец, что нам за прок от знакомства с тоталитарной мамашей главного героя, мисс Бейкер (з. а. РФ Елена Рахленко)? Как будто у нас мало своих, «импортозаместительных», мегер со стажем!

 

Ответы просты, как и режиссура Леонида Алимова - актера, поставившего на Васильевском пятую в своей творческой биографии спектакль. Этот ответ: и да, и нет. Выбирайте.

Если все считать керосином, хозяйственным мылом, спичками и прочими русскими национальными апокалиптическими штуками, то - да: пусть эти Бейкеры-Теннеры катятся ко всем чертям.

Это ведь их соотечественники сегодня и сейчас с помощью махинаций с нефтяными ценами второй раз за послевоенные годы выворачивают «русского медведя» шерстью внутрь. Первый раз было в конце 1980-х, что привело к краху «красного проекта» и к развалу СССР. Теперь вот – в середине 2010-х, когда Россию снова признали неуправляемой и оттого весьма опасной в ее нынешних границах.

Ну, а если уже на третьей-пятой минуте спектакля поймать себя на мысли, что «Бабочки» - это ни разу не американская только, но сильно общечеловеческая история… И категорически типичная для России 2010-х, где мы все хорошие люди, но почему-то сирот в детдомах меньше не становится… Тогда надо признать, что рулетка реппериода с откладываниями и возобновлениями вывела «Эти свободные бабочки…» в репертуар Театра на Васильевском в самый выигрышный момент. Почему?

Потому что «Бабочки» дают надежду на хороший исход гарантированно «плохой» истории. И для нас, русских, любовь к хэппи-эндам свойственна не меньше американских.

Режиссер и актеры сделали однозначную драму не то чтобы диаметрально противоположной по знаку, гротесково-пустяковой смеялкой в духе заезжих волшебников рампы из телевизора, но остроумно расставили значимые акценты там и так, что «Бабочки» не оставляют после себя тяжелого, щемящего чувства безнадеги.

Публика смеется над умными и фривольными репликами героев, весь вечер презревая и власть всесильного «барреля», и генетически обусловленную тягу к керосину и хозяйственному мылу. Много ли сейчас в активном репертуаре Петербурга постановок, которые не комедии и при этом так эффективно, так незаметно «разгружают» наше утомленное геополитическим мазохизмом подсознание?

Актерский дуэт двух самых жгучих блондинов труппы, Удальцова и Щедриной, поразительно гармоничен: не антагонисты, но совершенно ни в чем не похожие друг на друга; разные люди, которых сложно представить поодиночке. Ровно, как в жизни. Такое редко в театре – даже в таком хорошем, как тут. Странно, что такой четко запоминающийся актерский ансамбль выведен на сцену впервые – и это притом, что и Удальцов, и Щедрина служат в театре на Васильевском отнюдь не первый сезон.

«Бабочек» в версии Театра на Васильевском стоит посмотреть. Ведь мы все хотим увидеть, как выглядит хороший исход гарантированно «плохой» истории.