Дата спектакля
20.09.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
24.09.2019
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф
подробнее
Дата спектакля
25.09.2019
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
26.09.2019
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
подробнее
Дата спектакля
27.09.2019
Старик Хоттабыч
12-летний Волька Костыльков находит запечатанный сосуд, в котором был заточен джинн. Вскрыв сосуд, Волька узнаёт, что джинна зовут Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, и джинн теперь у него в долгу
подробнее
Дата спектакля
27.09.2019
Чайная церемония
Сколько странностей и тайн, шорохов и мелодий, тепла и отчаяния сокрыто в призрачном пространстве любви! Порой создается впечатление, что персонажи пьесы находятся в этом пространстве века
подробнее
Дата спектакля
28.09.2019
Старик Хоттабыч
12-летний Волька Костыльков находит запечатанный сосуд, в котором был заточен джинн. Вскрыв сосуд, Волька узнаёт, что джинна зовут Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, и джинн теперь у него в долгу
подробнее
Дата спектакля
28.09.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
29.09.2019
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван – шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери – Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
29.09.2019
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее

Бесприданница - Уйти от стадности в оценках

26 декабря 2012

Театр на Васильевском показал премьеру по драме Александра Островского «Бесприданница» – пьесе, о которой обычно много говорят, но мало кто её ставит.

Судя по предыдущим постановкам Дениса Хусниярова, «женская тема» ему не чужда, равно как и все человеческие чувства, доходящие в пьесе «Бесприданница» до страстей. Но не таков Хуснияров, чтобы низводить спектакль до банальной любовной истории, преисполненной патетики. Его спектакль помимо любви говорит об отчуждении человека человеком, о взрослении через понимание жестокости, о стадности в оценках чужих поступков, об одиночестве души и о непоколебимом индивидуализме каждого из нас, тем не менее не мешающем большинству продаваться и быть проданными.

Тянуть «свою ниточку» Хуснияров, профессиональный почерк которого от спектакля к спектаклю становится всё более чётким, начинает с первой сцены. Исходный диалог двух купцов – затравку развития дальнейших событий – режиссёр разбивает на всех героев: сплетничающих Кнурова и Вожеватова, Паратова, который (по Островскому) на тот момент ещё и не прибыл в город Бряхимов, нагловатую мать Ларисы, аккуратиста Карандышева, вовсе не дурака Робинзона. И даже самой Ларисе достаётся несколько фраз, в подлиннике принадлежащих Вожеватову. Сцена, воспринимающаяся зрителем как пролог спектакля, разыгрывается на занимающем центральное положение условном дебаркадере, покачивающемся в воздухе, словно на волжских волнах. Он служит ложем (читай «местом препровождения») для всего бряхимовского общества, сорящего (в прямом смысле) деньгами. Разговор ведётся неспешный, семейный – обсуждение в узком кругу под семечки, да и только.

Не менее строго определены и характеры героев. Лариса (Светлана Щедрина) – неопытная, но разумная девушка, обладающая прямотой, искренностью, решимостью. А вот Харита Игнатьевна (Наталья Лыжина) всего лишь глуповатая, до смерти тоскующая по мужской ласке тётка, что не мешает ей определять цену людям по их кошелькам (ей-то самой цену, по Хусниярову, назначит Кнуров – 300 рублей, и ни копейкой больше). Карандышев (Арсений Мыцик) – узколобый неудачник, педант и деспот, привыкший, чтобы у каждой вещи, включая Ларису, было своё место (только за лаконизм мизансцены, определяющей характер Карандышева, который, приходя в дом Огудаловых с единственной коробкой барахлишка, снимает ботинки и переобувается в домашние тапочки, хочется отвесить поклон режиссёру и исполнителю роли). Паратов (Илья Носков) – баловень судьбы со здоровыми инстинктами, особо не заморачивающийся ни на что в жизни. Угрюмый наблюдатель, последовательно обстоятельный Кнуров (Дмитрий Воробьёв) – вот у кого роль Кнурова никак не выглядит «аксессуарной», как обидно назвал её когда-то один из первых исполнителей, словно заранее просчитавший, во что обойдётся Ларисе её любовь. Цинично-поверхностный, вечно улыбающийся, угодливый Вожеватов – Роман Зайтуллин… Все они – серая удушающая масса (художник по костюмам Мария Головина), среди которой в первом действии разве что мелькнут, как намёк на эмоции, красные подкладка пальто и шарф Паратова или красная рубаха нетипичного для постановок «Бесприданницы» Робинзона в исполнении Артёма Цыпина. Спектакль Хусниярова вызывает желание провести параллель между Кнуровым и Робинзоном – как ни странно, схожими типами, разнящимися разве что манерой поведения: развязный Робинзон лишь кажется здесь рубахой-парнем, на деле он Кнуров, пожаловавший из другой социальной среды. И та мелочность, с которой Кнуров будет сражаться с Вожеватовым за разыгрываемую монету (орёл или решка?) тому свидетельство.

Провинциальный «узкий круг», очерченный по периметру сцены унылыми серыми полотнищами (сценограф Николай Слободяник), отторгнет Ларису. Ей предоставят право в одиночку справляться с неустойчивым положением на «плавучей» пристани, которая выполняет ещё и роль сцены, где разыгрывается такая захватывающая и, слава богу, сторонняя для большинства героев трагедия. Члены бряхимовского «кружка» тут то ли зрители, то ли свидетели, сидящие вокруг «дебаркадера» на стульях, расставленных по всем сторонам подлинной сценической площадки. Почти в финале сцена-пристань взмоет чуть ли не под колосники, унося Ларису вверх, но не к небу, а к краю пропасти. А небо окажется на земле, где в невероятном ультрамарине вдруг высветятся на заднике все герои истории про бесстыдное и холодное бессердечие, казавшееся в позапрошлом веке признаком эпохи.