Дата спектакля
18.09.2019
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
19.09.2019
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
20.09.2019
Камень
Номинант премии "Золотая маска", номинант премии "Золотой софит". Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Дядя Федор, Кот и Пес
Это веселая история о самостоятельном и добром мальчике Дяде Фёдоре, который не смог пройти мимо бесприютного кота и бездомной собаки и привел их домой.Любимые родители не обрадовались появлению в квартире уличных зверей
подробнее
Дата спектакля
21.09.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
22.09.2019
Две дамочки в сторону севера
Спектакль - номинант премии "Золотой софит". Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции «в сторону севера» на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее

Водевили - Жизнь и смерть. Душа и быт / «А. П. Чехов. Водевили» // Арт-журнал ОКОЛО. 2011. 19 октября.

Жизнь и смерть, религия и метаморфозы бытия через призму постмодернистского сознания – об этом ставит Анджей Бубень.

Постановка полна юмора, порой доходящего до гротеска, порой — до трагического пафоса. На первый, поверхностный, взгляд, спектакль даже можно назвать комедией — так динамичны рисунки ролей, так быстро развивается действие. Но внутренняя боль, людское одиночество, убивающее душу банальное безрадостное существование — все эти темы, волнующие режиссера, есть в спектакле. От этюда к этюду все увеличивается «градус безумия» — если первый водевиль «Медведь» еще вполне реалистичен (конечно, условно реалистичен, и при этом весьма театрален) то последний — «Юбилей»уж совсем фантасмагоричен. При этом через все миниатюры, как всегда у Бубеня, проходит единая тема, тема как всегда актуальная. В данном случае это что-то вроде: «Жизнь является в мелочах» и «надо возделывать свой сад». Как говорил Вольтер, — людям всегда, вне зависимости от эпохи, нужны небольшие, собственные радости, они счастливы не от событий мирового масштаба, а от небольших перемен собственной жизни, и порой рядовые события, наслаиваясь друг на друга, решают судьбы людей.

Художник-постановщик спектакля — Елена Дмитракова, постоянно сотрудничающая с Бубенем в Театре на Васильевском. Стены завешаны ситцем. На полу посреди сцены — половина головы огромной античной статуи. Ее словно не замечают герои — в одной сцене над ней стоит стол, а в другой ее могут воспринимать как стул или просто неровность пола — залезают, скатываясь и снова садясь на нее, при этом рассказывают что-то, не смущаясь, что им сложно устоять на неровности с первой попытки. Это голова словно прочерчивает путь из далекого прошлого, через «ситец» чеховской поры, до настоящего времени текут столетия, а проблемы, о которых стоит говорить, остаются неизменными.

Для Анджея Бубеня персонаж перспективен, только если загадочен, и поэтому в главных героях его спектаклей, а зачастую и во второстепенных, есть некая загадка, да и сами спектакли подразумевают несколько трактовок и интерпретаций. Например, горничная в первом эпизоде одета в какое-то подобие то ли свадебного, то ли бального платья — сверху это прикрывает холщевая накидка, но пышная белая юбка — явно не атрибут одежды служанки. Слуги здесь (Артем Цыпин и Надежда Кулакова) напоминают «свободных духов», которые могут найти себе любое воплощение, сунуть нос в дела людские, но не принимать ничего близко к сердцу. Он – усталый от жизни и апатичный, она, напротив, — радостна и любопытна.

Сам же «Медведь» в исполнении Дмитрия Воробьева не грубый громкоголосый мужлан, каким его принято представлять, а наоборот, уязвимый, неуверенный в себе, нервный человек, действительно находящийся в безвыходном положении — из-за этого и накручивает себя. В его исполнении грубые фразы приобретают иной оттенок, за счет интонации и мимики актер на наших глазах строит из, казалось бы, давно знакомого героя совсем иной характер. А начинаются «Водевили» с пения «вдовушки» (Елена Мартыненко) — очень красивого, и даже жалко, когда слуги прерывают хозяйку. А поет она о том, что будет верна мужу и после его смерти — так получается красивая метафора того, что в страданиях она предстает в самом выигрышном свете, и не может не понимать этого.

Второй эпизод, «Предложение», еще немного увеличивает «градус безумия» — барышня (Наталья Лыжина) во время сватовства рубит капусту и вскакивает на стол, она одета нарочито небрежно, а жених (Михаил Николаев) — нарочито нарядно, за счет чего усиливается комический эффект.

Монолог «О вреде табака» в исполнении Артема Цыпина, с одной стороны, дает зрителю возможность немного передохнуть после первых двух эпизодов, выполненных в более или менее схожей стилистике. Но Артема Цыпина есть талант — что бы он ни играл (особенно в режиссуре Бубеня), ему удается вывести персонаж на некий метафизический уровень. В первом водевиле Цыпин показал одну ипостась «свободного духа»; здесь же, кажется, все совсем по-бытовому просто — затюканный авторитарной женой муж вместо того, чтобы разговаривать на указанной тему лекции, жалуется на несправедливость жизни. Но актер уходит не к личности, а скорее, к некому более обобщенному образу. Это витает в атмосфере, созданной актёром — интонации, неуверенные жесты — словно все тот же «дух» зашел на огонек, и пока готовят декорации для следующей сцены, рассказывает слушателям о том, что повидал на земле и о том, как может быт заесть человека, мучить его душу.

Три из четырех водевилей во многом строятся на творческой индивидуальности Артема Цыпина. Цыпин — актер, не играющий «нейтральных» ролей. Небытовой, острохарактерный, почти до эксцентризма, он создает себе очень странный, необъяснимо харизматичный образ. Плавные, скованные жесты, передающие какие-то внутренние ощущения персонажа. Мгновенная реакция на любые реплики партнеров по сцене. Пластика, создающая впечатление полной импровизационности, спонтанности этих внешних проявлений «движений души». Эти качества остаются у актера в любых ролях. Он строит свои «призрачные» роли будто пунктирно, ловя мгновенья сумрачной печали, ослепительной радости, спокойной сосредоточенности — мгновенья всегда немного грустные, ироничные и двойственные.

Последний водевиль, «Юбилей», по стилистике самый абсурдный, фантасмагоричный. Во время него многие зрители недоумевали, глядя на нелепые, пританцовывающие движения и протяжно-манерные интонации «председателя правления банка» в исполнении Андрея Феськова.

Но после появления его жены (Светлана Щедрина) поняли — все в порядке, у них вся семья такая. Она вела себя не менее странно — норовила лечь то на бухгалтера банка (Артем Цыпин), то на скульптуру, и волочила по полу дорогую шубу. На это смотрели с явным неодобрением и непониманием. Но режиссер просто продолжил развитие темы, которая была аккуратно заявлена с самого начала, — чего хочет женщина (а через это — и человек вообще), и как мужчине (обобщенно — другому человеку, да и всему миру) на это реагировать. Этого не знала дама из первого водевиля, не знала и дама из второго. Но если первая спорила с незнакомцем, а затем благополучно решила, что ей нужен новый муж и на этом успокоилась, то у второй после замужества явно только начнется еще больше нелепых споров о щенках и полянках, ей уже не нужны такие причины для ссор как равноправие или разные жизненные принципы. А жена из истории в третьем водевиле просто ругает мужа, без повода, хотя он покорен и делает все что нужно. В «Юбилее» и у жены «босса», и у назойливой посетительницы (Любовь Макеева) уже вовсе «нет мозгов» и самоконтроля — есть только одна какая-то мысль, цель, и они, как животные, не видя и не слыша других, говорят только об этом, выводя из себя всех окружающих.

И все же у спектакля не «антиженская» тематика. Тут имеется ввиду вся тенденция современной жизни, со всеми ее атрибутами, такая же безумная, с бешеным ритмом, и она все безумнее и безумнее, быстрее и быстрее — не остается времени на обдумывание, и цели добиваются в основном те, кто идет напролом, не глядя на других, не имея в голове ни одной мысли. Гротескные образы чеховских персонажей удивительно гармонично балансируют с постмодернистским видением режиссера и вместе создают сложный многослойный спектакль в лучших традициях Чехова — с «подводными течениями», разглядеть которые сможет не каждый.

http://okolo.me/tag/anton-chexov/

http://okolo.me/2011/10/zhizn-i-smert-dusha-i-byt/