Дата спектакля
15.11.2019
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
15.11.2019
Русское варенье
Спектакль - лауреат премии "Золотой софит", номинант премии "Золотая маска". Это современная история современной русской интеллигенции. История, которая парадоксальным образом сопоставима с грустными комедиями Антона Чехова
подробнее
Дата спектакля
16.11.2019
Старик Хоттабыч
12-летний Волька Костыльков находит запечатанный сосуд, в котором был заточен джинн. Вскрыв сосуд, Волька узнаёт, что джинна зовут Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, и джинн теперь у него в долгу
подробнее
Дата спектакля
16.11.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
16.11.2019
Охота жить
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.11.2019
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван – шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери – Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.11.2019
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам. Можно выбрать возраст, рост, вес, размер ноги
подробнее
Дата спектакля
17.11.2019
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее

Охота жить - Зря пришли: «Охота жить» в театре на Васильевском

Зря пришли: «Охота жить» в театре на Васильевском

Государственный драматический театр на Васильевском показал премьеру спектакля «Охота жить» режиссера-постановщика Романа Смирнова.

Новая работа одной из самых интересных актерских трупп Северной столицы поддерживает неослабевающий интерес современного российского театра к творческому наследию самого витального советского писателя послевоенной поры. В эти же дни премьерные показы еще одного «шукшинского» спектакля, «Шуры муры», прошли в Театре эстрады им. Аркадия Райкина. Известно также, что несколько городских театров сейчас работают над постановками по прозе Василия Шукшина или имеют планы скоро заняться шукшинскими «чудиками» и «светлыми душами». В этом смысле постановка театра на Васильевском носит не первопроходческий, но четко трендоопределяющий характер.

Герой не нашего времени

Любой, кто вознамерится перевести шукшинские рассказы на язык театра, будет вынужден решать проблему «героической» селекции: в главных текстах писателя на удивление много типов и образов, но вот кого «назначить» на сцене главным среди этого милого буйного паноптикума? Или, хотя бы, основным – тем, кто способен «тащить» на себе объединяющий сквозной сюжет?

Роман Смирнов и его соавтор по инсценировке Артем Цыпин эту театральную проблему проблем шукшинских текстов оставили решать другим: в «Охоте жить» повторяющихся от этюда к этюду персонажей сколько угодно, но ни главного героя, ни сквозной фабулы в спектакле нет.

Инсценированные цитаты и эпизоды из 17 рассказов так и остались самостоятельно мерцающими «голограммами», не соединяющимися в одну картину, затейливую и мастерскую, той самой жизни, которой, как утверждается в афише, так охота жить.

Слушали, установили

Конечно, фабулой можно назначить саму жизнь как цепь неких событий. В СССР, где и живут эти без вопросов забавные герои, жизнь состояла из рабочих, выходных и праздничных дней. В плане личных воспоминаний создателей спектакля это, может быть, и верно. Но когда воспоминания реализовали на сцене, это привело к двум архинеприятным моментам.

Во-первых, спектакль, построенный на потрясающе коротких, суперкомпактных рассказах, разросся до монструозных четырех с половиной часов, которые выдержать можно разве что после спецтренировок - на репертуаре Мариинки и, пожалуй, театра «Мастерская», к примеру.

Во-вторых, этюдный метод всегда приводит к тому, что спектакль начинается ничем и ничем же заканчивается. В данном случае получилось не в иносказательном смысле - в самом прямом.

В финале зритель-марафонец минут десять сидит в абсолютной темноте и слушает гениальную музыку Сергея Анатольевича Курехина, написанную Капитаном к фильму «Господин оформитель». Которая, как бы это помягче, совсем из другой эстетической и жанровой истории. При чем здесь, в постмодернистском кромешном мраке и при квакающем телевизоре Шукшин с его солнечной, неуемной жаждой жизни?

Строить и пить помогает

На сцене очень много алкоголя – пожалуй, больше, чем даже в «Бесприданнице» и в «Грозе», вышедшей перед «Охотой жить» блестящей премьере главрежа театра на Васильевском Владимира Туманова. Хотя и там герои, что называется, не фитнесом единым. Но здесь…

Такое впечатление, что разваливающийся на линейное множество обособленных этюдов спектакль пытались «склеить» главным русским «клеем» - памятуя о том, что и в «Калине красной», главном фильме Шукшина, отнюдь не кефирная атмосфера. Да и сам Василий Макарович – по совершенно спекулятивным «воспоминаниям» не знавших его близко людей - был всегда рад поддержать теплую компанию, за что, собственно, скоропостижно и.

Бутылка, пусть даже и с аутентичной советской этикеткой, дизайн которой скачан из Интернета и распечатан бутафором на офисном принтере, ну никак не тянет на того самого долгожданного героя, по которому тоскуют все – и зрители, заплатившие рублем за крайне невнятную историю, и критики, которым гораздо приятнее о супермене и донжуане, чем о так и не повзрослевшем мужчине-мальчике в майке-алкоголичке, «подогретое» поведение которого не способно удивить в иссиня-черном Петербурге даже младших школьников.

В технологии 2D

Очевидное решение – сделать главным героем постановки о шукшинских героях самого Василия Шукшина – постановщик решил не то чтобы сильно остроумно, но, надо отдать должное, вполне бюджетно. Огромный постер спектакля со знаменитым кадром из кинофильма «Печки-лавочки» (1971), где актер и писатель на родной земле села Сростки Алтайского края, мог бы восприниматься как все объединяющий знаменатель, если бы на сцене шел, к примеру, концерт в память о замечательном русском самородке. Но в театральном спектакле «полиграфия», увы, не работает как актер – точнее, нам не известны подобные прецеденты.

Пора по пабам

Вообще, «Охота жить» - это прекрасный повод только для того, чтобы еще раз восхититься актерским составом театра на Васильевском. Наталья Круглова, Татьяна Мишина, Наталья Лыжина, Евгения Рябова сыграют любую «суперзадачу», которая будет смотреться даже в обрамлении купленных сами знаете в каком шведском магазине декораций, номинального и откровенно халтурного музыкального ряда и исторически неправдивых, отдающих клоунизмом, актерских костюмов.

Что-то нам подсказывает, что тогда, в начале семидесятых, в непроходимо «глухие» годы общественной стагнации в СССР, Шукшин создавал своих «чудиков» и «светлых душ» как альтернативу всеобщему идейному тупику. «Охота жить» - профессионально сыгранная энтомологическая коллекция плоских, двумерных персонажей, которым категорически неохота жить – тем более, азартно, сильно и достойно, как это получилось у автора литературного первоисточника.

Александр БЫСТРЫХ