«Белая белая ночь»

«Белая белая ночь»

    В Сочи недавно завершился кинофестиваль «Кинотавр», в программе которого участвовал фильм «Белая белая ночь». Главную роль в фильме сыграл артист Театра на Васильевском Артем Цыпин. 
Фильм привлек внимание прессы, о чем свидетельствует этот дайджест.

   Россия, кинокомпания «Север», реж. Рамиль Салахутдинов, в ролях: Артём Цыпин, Ирина Обрезкова, Дмитрий Воробьёв, Алла Еминцева, Сергей Барковский, Юрий Орлов, Любовь Тищенко, Светлана Обидина, Петр Касатьев, Татьяна Тарасова, Дмитрий Гульнев, Дмитрий Воронец.
 
 Частный детектив, бывший опер, едет из Москвы в Питер разыскивать пропавшего  19-летнего парня, который пошёл на концерт - и с тех пор не отвечает на звонки матери. Бережно перебирая цепочку случайных встреч, следуя от одного свидетеля к другому, Игорь постепенно вовлекается в конфликт высоких властных интересов.
 
   Детективная линия – только каркас, опора, на которую нанизываются одна судьба за другою. Бесстрастный внешне герой становится случайным свидетелем многочисленных жизненных драм: что ни лицо - то история. Вот мужчина вынужден продавать квартиру – врачи советуют переехать, поменять климат. Вот продавщица отчитывает потерявшего работу мужа. Вот пожилая женщина спорит с дочерью, уверяя, что стекло истончается от взглядов так же, как и ступеньки от постоянных шагов. Вот Игорь с собеседником подталкивают заглохшую на мосту машину бывшего офицера. Старинный друг (герой переехал из Питера двадцать лет назад) купил новый пылесос; вскипающий чайник заливает газовую горелку, газ продолжает идти – и друзья замирают, решая про себя, стоит ли это как-то останавливать…
 Профессионалам 50-летний Рамиль Салахутдинов памятен в первую очередь по фильму «Кружение в пределах кольцевой», который в 2006-м был отмечен рядом наград на фестивале «Окно в Европу». То была очень интересная и изящно выверенная картина, не имевшая, к прискорбию, никакой прокатной судьбы (хотя сейчас её спокойно можно посмотреть в интернете). Чувствовалось: ученику Хуциева (во ВГИКе) и Германа (на Высших курсах, новый фильм посвящён его памяти) есть, что сказать, и формой он владеет отменно. Следующая работа режиссёра – «Которого не было» - прошла как-то мимо радаров, но «Белая белая ночь» даёт понять, что надо найти и её: мимо таких авторов не проходят.
Очевидным образом это сильнейшая заявка на Гран-При: очень талантливый фильм с невероятно сильным высказыванием насчёт нынешнего времени… Тут есть за что отметить и сценариста, и оператора, и исполнителя главной роли Артёма Цыпина.
НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ: ДЕТЕКТИВ ОТ УЧЕНИКА ХУЦИЕВА И ГЕРМАНА
Максим Марков, http://www.ridus.ru/

    Р. Салахутдинов:  Когда я выбираю актеров, никогда не ориентируюсь на то, насколько они медийные. Для меня имеют значение лишь глаза, органика и талант. Кастинг был большой. Главного героя я искал очень долго. Пересмотрел огромное количество артистов, перебирал картотеки театров. Постепенно круг поиска сужался. И, наконец, я нашел Артема. Он – ведущий артист Театра сатиры на Васильевском. Я выбрал его исключительно по органике, не видя его спектаклей. Мне очень понравились его пробы, и я очень доволен его работой».
«Я ПЫТАЛСЯ СДЕЛАТЬ КИНО О ВРЕМЕНИ И О ТОМ, КАК ЧЕЛОВЕК ЭТО ВРЕМЯ ПРИНИМАЕТ» интервью Марии Безрук с режиссером фильма на http://www.kinometro.ru/

    «Белая белая ночь» Рамиля Салахутдинова социальный и философский нуар. Бывший питерский опер, ныне московский частный сыщик (Артем Цыпин) возвращается в родной город на исходе хмурой белой ночи, он ищет 19-летнего парня, уехавшего в СПб на концерт, да так и исчезнувшего без следа. Атмосфера города-морока, не отпускающего не только пропавшего юнца, но и следователя-перебежчика, могла бы быть и более зловещей, и более оригинальной. Но в целом Салахутдинов неплохо справляется с двумя фронтами – вечным и актуальным, скажем так. На первом герой пробует поймать личное утраченное время, заново почувствовать вкус и воздух прошлого… На втором фронте: противостоять спецслужбам: выясняется, что разыскиваемый успел встрять в движение по защите памятников архитектуры, обладающее компроматом на крупных госчиновников. И здесь дела обстоят успешнее: это, конечно, мягкий, но меткий выпад в адрес «гэбни», а финальный кадр с вставшим на дыбы мостом – прямая ассоциация с проектом арт-группы «Война», фигурально поимевшей ФСБ членом, нарисованным на разведенном Литейном».
ГОРОД НЕВЕЗЕНИЯ: О СОЧИ, «КИНОТАВРЕ», КИНО И УНИЖЕНИЯХ
Вадим Рутковский, http://www.snob.ru/

    «Белая белая ночь» повествует о московском частном детективе (его играет Артем Цыпин, но постоянно мерещится Гришковец), которому приходится вернуться в родной Питер, чтобы по долгу службы найти пропавшего в городе парня, а заодно влипнуть в вязкую атмосферу безвременья белых ночей и с головой погрузиться в воспоминания. Для режиссера Салахутдинова, ученика Алексея Германа, люди и лица первичнее сюжета, поэтому он насаживает на скучную до зубной боли детективную линию калейдоскоп питерских монологов и диалогов… При этом в фильме есть довольно милые абсурдные моменты, например, когда детектив, как полагается герою нуара, сидит в баре, вдруг начинает играть Борис Гребенщиков, а в следующем кадре под эту музыку детектив плавно летит по улицам Питера. По ходу сюжета еще всплывают злобные застройщики, которые начинают впрямую цитировать Воланда про то, что люди не изменились, лишь только квартирный вопрос всех испортил».
«КИНОТАВР-2014»: РОМКОМ О БОМБИЛЕ, МЕЛОДРАМА С МАТОМ И ПИТЕРСКИЙ НУАР
Максим Сухагузов, http://vozduh.afisha.ru/

    «Другой «взрослый» фильм фестиваля – «Белая белая ночь» – снял ученик А.Ю. Германа и С.И. Кармалиты Рамиль Салахутдинов. Действие происходит в центре (но не парадном центре) Петербурга, куда героя (Артём Цыпин), работающего следователем в частном сыскном агентстве, приводит пропажа 19-летнего юноши, о судьбе которого волнуется его мать. Развивая детективную интригу, сюжет оставляет место и для психологических портретов наших современников, с которыми как-то связана судьба героя, покинувшего Петербург много лет назад. Есть в фильме некоторая неторопливость, иногда переходящая в затянутость. Например, поедание торта с первой любовью, встреченной героем, происходит практически в режиме реального времени. Хотя про их отношения всё понятно после первого откушенного куска. Впрочем, я этот фильм рекомендую посмотреть».
«КИНОТАВР-2014»: ЧТО НОВОГО? Сергей Шолохов, http://argumenti.ru/

    Герой картины – частный детектив, мрачный одиночка, которого великолепно сыграл Артем Цыпин (он снимается в сериалах и когда-то работал в театре Льва Додина). Он возвращается в родной Петербург из Москвы, чтобы найти пропавшего 19-летнего парня. И погружается в трясину прошлой жизни, ужасное настоящее, где людей не щадят ради того, чтобы снести историческую застройку и водрузить на ее месте какое-нибудь архитектурное чудовище. С этим сражается до последнего Александр Сокуров, за это сидит уже не первый год молодой парень, пытавшийся доказать, что здание Варшавского вокзала в Петербурге представляет ценность и его нельзя уничтожать. Но градостроительная проблема интересовала режиссера с общегуманитарной точки зрения. Он хотел поговорить о приоритете и ценности отдельно взятой личности перед лицом того беспредела, который охватил нашу жизнь: «На фоне засилья чистогана нужен хоть миллиметр защиты конкретного человека».
НА «КИНОТАВРЕ» ПОКАЗАЛИ СЧАСТЛИВЫХ ГАСТАРБАЙТЕРОВ
Светлана Хохрякова, http://www.mk.ru/