Владимир СЛОВОХОТОВ: «Это лучшие годы моей жизни»

Драматический театр на Васильевскомотмечает 25-летний юбилей. О прошлом, настоящем и будущем мы беседуем схудожественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств России Владимиром Словохотовым.

-Владимир Дмитриевич, с какими чувствами вы встречаете 25-летие созданного вами театра? 
     -Юбилей - это дата, во многом зависящая от твоего личного восприятия. Если относиться к ней как к подведению итогов, тогда это грустно. Ели за 25 лет ничего значительного не сделал, это еще печальнее, значит, уже ничего и не сделаешь. Знаете, в любой самооценке есть нездоровый элемент, это равносильно тому, что говорить о личном,рассказывать о своем доме, семье, детях. Мне кажется, что лучшую оценку творческому организму дают все же не рецензии уважаемых критиков, не пресса, а зрительный зал, который реагирует на то, что мы сделали. И в этом смысле я вижу плоды своего труда, мне нравится, как зрители реагируют на наши спектакли, а это ведь очень серьезный репертуар - Гоголь, Горький, Чехов, Достоевский… Ив радостном ощущении юбилея все равно проскальзывают грустные нотки,  потому что 25 лет - это не только творческие победы или поражения, но и потери, многие прекрасные люди, с которыми мы начинали, смотрят на нас уже только с фотографий, портретов. Говорят, что в театре незаменимых людей нет. Есть незаменимые! Никто и ничто не восполнит утрату такой великой актрисы и великолепного человека как Антонина Николаевна Шуранова! Притом что, к большому счастью, в театре работают высококлассные артисты. Чем я могу по-настоящему гордиться, так это труппой нашего театра, утверждаю это как актер по профессии, знающий, что это за хлеб, готов поспорить по этому поводу с любым оппонентом.
      Думаю, у нашего театра будут еще и взлеты, и падения, поскольку это живое,эмоциональное, сегодняшнее,сиюминутное искусство, здесь ничего не запрограммированно, мы вместе, пока нам интересно, это главное, что нас удерживает в театре. Многие знают, как трудно все создавалось, какие это были лихие годы.Но вот, когда пожилыхлюдей спрашивают, что такое война, они зачастую,как ни парадоксально, отвечают: «Это лучшее время моей жизни». Потому что они тогда были молоды. По аналогии могу сказать: как бы ни было сложно в начале, все равно это лучшие годы моей жизни!Потому что это была молодость, и… я не понимал, что делаю.Наверно, сейчас я бы просто испугался: в таком огромном культурном городе, где есть Эрмитаж, Русский музей, и вдруг мальчишки затевают новый театр… Мне и в голову не приходило тогда, что из этой затеи получится. Как у поэта: «О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют…»
     Но, знаете, за всем этим стоит желание не только мое, но и многих людей, стоявших у истоков. Этостечение обстоятельств или так сложилась театральная судьба, что к нам приходили очень интересные режиссеры, знаменитые и начинающие, которые потом становились знаменитыми. Они вырастали в театре, но и мы росли вместе с ними, с каждым спектаклем. Мне кажется, что эти 25 лет промелькнули моментально, когда занят каждый день театром, то «часов не наблюдаешь», но, с другой стороны, я вспоминаю, сколько за это время прошло перед глазами: курс в Театральном институте, выпускники которого работают на нашей сцене, огромное количество гастролей, встреч, экспериментов, проб и ошибок, нас бросало в разные стороны, но всегда мы старались держать высокую питерскуюпланку. Ведь утеатра низкого культурного уровня нет никакой перспективы…
     У каждого театра есть определенный период развития, потом наступает остановка, пауза, ну а дальше, как Бог даст. Знаю, что ни один театр не избежал такого падения, признаюсь, что и я этого страшусь, поэтому считаю, что единственный способ сохранять театр на плаву, это не держаться за собственные амбиции, за музейные рамки, а искать молодых ребят,актеров и режиссеров, давая им возможность и свободу заниматься тем, чем они хотят. Пока на сегодняшний день, мне кажется, нам это удается.
     Есть огромное количество людей, которым я бесконечно благодарен, которые составляют единую сильную команду. Абсолютно ответственно говорю: театр это не только актеры,здесь работает огромное количество преданных делу людей,которые не выходят на сцену, но тоже понимают, что создавать спектакли надо только в любви. Ведь все в театре сделано собственными руками, все сделано с любовью, у нас прекрасные цеха – костюмерный, бутафорский, монтировочный, пошивочный, реквизиторский. Когда прихожу в начале сезона,товижу везде восторженные лица - от вахтеров до техничек, вижу, что они так же соскучились по театру, мне кажется, что это очень важно.Я благодарен тем людям, которые занимаются реализацией билетов, это безумно сложное дело. Для того, чтобы продать раскрученный спектакль, больших усилий не надо,а я хочу вспомнить тех, кто занимался с первого дня, когда ходил по заводам, учреждениям, рассказывал, какой у нас появился театр.Ведь для того, чтобы в новый театр пришел первый зритель, его нужно было просто привести сюда, показать, что это такое. И сегодняшняя команда…Зрители, конечно, догадываются, что во время спектакля за кулисами работает еще много народа, обеспечивая свет, звук. Вот, например, художник по свету Владимир Иванович Рожков, он с нуля создавал осветительский цех, придя в новое дело из именитого Театра имени Ленсовета. Знаете, когда идет спектакль, и специалисты стоят у пультов звука и света, на душе спокойно,поскольку все пройдет нормально. Лучшее свидетельство профессиональной работы театральных цехов, это когда о них забывают, воспринимают как само собой разумеющееся.Очень благодарен администраторам за их труд.  Я, конечно, сейчас назвал не всех,но в своемсердце я их никогда не забываю. Очень важно, что есть надежная команда,есть опора, и есть такой дом, который называется театр.
      Честно говоря, я даже не стремлюсь заглянуть в далекое будущее, ведь когда естьбольшое, счастливое, красивое, наполненное прошлое, то этого хватит на многие годы вперед. Та энергия доброты, тепла, любви, которая исходит от актерских, театральных сердец, без преувеличения могла бы питать несколько мощных электростанций.
-Но давайте поговорим о ближайшем будущем – о планах на юбилейный год.
      -Думаю, готовить специальную творческую программу под юбилей нет необходимости, каждый сезон должен быть согрет теплом сердца и души. Первой премьерой этого сезона станет «Женитьба» Гоголя, нам захотелось вернуться к этой гениальной пьесе, которая имеет огромное значение в историиТеатрана Васильевском.Именно спектаклем «Женитьба» наш  театр открылся в отреставрированном здании на Среднем проспекте, 48 – бывшем особняке баронессы В.Ф. фон Дервиз. Новую постановку осуществляет главный режиссер Владимир Туманов, который, как всегда, подобрал сильнейшую команду актеров. Премьера должна состояться в октябре, это и будет наш подарок к юбилею.
     Молодой режиссер Денис Хуснияров после того, как в прошлом сезоне выпустил «Глазами клоуна», приступил к постановке драмы Гауптмана «Одинокие». Денис вырос в нашем театре как режиссер, это уже не мальчик, а известный постановщик, который ставит спектакли в России и Европе,лауреат театральных премий.  Он выбрал замечательнуюпьесу со славной историей, ее ставили в Художественном театре Станиславский и Немирович-Данченко, а главную роль играл Мейерхольд.
В планах театра значится совместный проект с выдающимся сербским композитором ГораномБреговичем, вскоре мы получим из-под его пера новое произведение, на основе которого будем ставить мюзикл для драматических артистов «Кармен».
       Есть и другой международный проект: вместе со знаменитым европейским кинорежиссером Эмиром Кустурицеймы работаем над проектом Славянской школы искусств, планируем совместную работу,которая, скорей всего, будет осуществленав знаменитом городе-театре, выстроенном имв Сербии.Но пока это только идея.
Поступило также предложение постановки от итальянского режиссера Паоло Ланди, на которое мы с удовольствием откликнулись.
Известный артист Леонид Алимов, который играет у нас в ряде спектаклей, выступит на нашей сцене и в качестве режиссера, сейчас он с нашими артистами репетирует пьесу Герша «Эти свободные бабочки».
       В планах еще несколько названий. К тому же мы готовы к новым открытиям, возможно, их сделает человек, которого мы еще не знаем, но всегда ждем. Говорю не для красного словца, мы ждем молодых режиссеров, ждем новых пьес, интересных творческих предложений.
-Это в вас уже говорит член экспертного совета Министерства культуры по поддержке молодой режиссуры?
    -Я согласился участвовать в нем исключительно для того, чтобы быть в курсе, что происходит в России с молодой режиссурой. Наверняка есть талантливые молодые ребята, вынашивающие замыслы интересных спектаклей, есть театры, желающие найти таких режиссеров. Надо сделать все возможное, чтобы их соединить. А в нашем театре огромное поле для деятельности, большая труппа, две площадки, что позволяет до восьми спектаклей в год выпускать. И когда говорят, что нет денег, это странно звучит, потому что главное для спектакля – только желание, мы иногда выпускали спектакли просто за копейки - несколько занавесок и два стула, но от этого творческий результат хуже не становился.
-В новом сезоне будет развиваться и Камерная сцена?
    -Нас радует наша Камерная сцена на Малом проспекте, 49, там получилась такая уютная театральная шкатулочка с коллекцией замечательных спектаклей. Владимир Туманов поставил блистательный спектакль «Проклятая любовь» по пьесе Татьяны Москвиной с нашими ведущими артистами Татьяной Калашниковой и Михаилом Николаевым.
У нас появился талантливый молодой режиссер Артем Цыпин, которого, конечно, знают как артиста, но вот в прошлом сезоне он поставил по Александру Володину «Последний троллейбус» - очень красивую, трогательную, важную для театра историю, именно питерскую. Это дань памяти старшему поколению, тому же Александру Володину, любимому драматургу, который захаживал в наш театр.
     Спектакль «Чайная церемония», где прекрасно играют Татьяна Малягина и Сергей Агафонов, это необычный, настоящий, талантливый театр, завораживающая история любви, которая просто не могла бы идти на какой-то другой площадке, для этого надо специальное пространство создавать. А у нас оно есть!
     Сейчас для этого камерного пространства Владимир Туманов готовит спектакль по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» с известной актрисой театра и кино Светланой Щедриной.
Думаю, этого достаточно для одного сезона. Надеюсь, что у театра появятся новые зрители, возможно, кто-то прочтет это интервью и захочет убедиться: «Неужели все, что он рассказал, это правда?» (Смеется.)