ИСТОРИЯ О ЖИЗНИ И ЛЮБВИ


В апреле отмечает юбилей актриса Театра на Васильевском Любовь МАКЕЕВА
      
 О том, что будет актрисой, Люба знала с детства. Поэтому после школы она поступила … в медицинское училище. Позже признавалась: «Я всегда знала, чувствовала,  что так или иначе окажусь в театре, хотя окружающие, близкие мне люди в этом сильно сомневались.  Мне казалось, что в момент встречи со зрителем происходит какое-то волшебное, неописуемое действо, которое невозможно передать словами. Боясь поступать в театральный, я выбрала не менее любимую мной медицину, в глубине души надеясь, что в театральный поступлю позже».
Интересно, что театральный путь Макеевой начался именно там, где успешно продолжается по сей день. Уже работая медсестрой в реанимации, она пришла в театральную студию Дворца культуры имени Урицкого, то есть как раз в то здание, где сейчас находится Театр на Васильевском. Руководитель студии Г.В. Мочалова посоветовала одаренной девушке поступать в театральный институт.
Потом были сложные и счастливые годы учения в Ленинградском театральном институте, школу Л.А. Додина она вспоминает как «трудную, но великолепную».
С 1996 г. Любовь Макеева  - ведущая актриса Театра на Васильевском. Примечательно, что актриса участвовала во многих спектаклях, составляющих золотой фонд этого театра. Замечательная Баба в Белом из фольклорного спектакля «Закликухи» стала любимым театральным персонажем, поразившим и отечественную, и зарубежную публику. Работая в ансамбле с Антониной Шурановой и Натальей Кутасовой, Любовь Макеева стала их достойным партнером.
Этапной для Л. Макеевой стала драматическая роль Анны в «Вассе Железновой» М. Горького. Знаменитая актриса А. Шуранова, игравшая заглавную роль, высоко оценила молодую партнершу: «Анну играет Любовь Макеева. Актриса тонкая, подвижная, живая. Я вижу – от того, как я скажу, она бледнеет, краснеет, слезы у нее живые, сиюминутные». Спектакль Ахмата Байрамкулова был выдвинут на соискание Государственной премии России, выступая на обсуждении, народный артист СССР Кирилл Лавров сказал: «Я к уже выдвинутым участникам добавил бы актрису Любовь Макееву, блестяще сыгравшую Анну, старшую дочь Вассы. Мне кажется, что спектакль наследует ту театральную культуру, которая родственна по духу БДТ и горьковским спектаклям Товстоногова».
    Незабываемый образ создала актриса в еще одном этапном спектакле театра – «Саранче» Биляны Срблянович в постановке Анджея Бубеня. Ее наивная, доверчивая гримерша Надежда, наделенная способностями экстрасенса, стала центром художественной структуры спектакля. Героиня Л. Макеевой была по-вольтеровски простодушна, что делало достоверной ее правдивость, доходящую до святости. Странная, почти блаженная, не испорченная образованием, естественная, она отличалась от других, прежде всего, добротой, открытостью, незащищенностью.
 Актерская природа Л. Макеевой – это редкое сочетание традиционного русского сценического психологизма и современной остроты рисунка, яркой характерности. В спектакле «Антон и шоу-бизнес» она играет сразу три роли, в том числе мужскую – лицемерного мецената Дона Блаунта. Критики отмечали: «Любовь Макеева особенно выразительна в роли спонсора-денежного мешка. Она мастерски переключает регистры с елейной речи на жестко-деловой, а потом издевательски-иезуитский тон». Макеева с удовольствием участвует в этом спектакле - первой режиссерской постановке замечательного артиста Театра на Васильевском Артема Цыпина: «У меня никогда не было подобных работ, раньше я не пробовала мужские роли. Разные образы были, но эти два – негритянки и Дона Блаунта -  я обожаю. Этот Дон настолько омерзителен и настолько любим мною... Для актерской профессии это очень важно – находить в себе смелость быть разной, учиться не только любить всех и всем улыбаться, за что меня и ругали первое время: «опять вечно всех любящая Люба». 
 Разнообразие актерской палитры Макеева демонстрирует, создавая колоритные, гротескные образы отрицательных персонажей.  В спектакле «Водевили» А.П. Чехова  актриса создала сатирический образ  глупой и настырной Мерчуткиной: «В «Юбилее» и у жены «босса», и у назойливой посетительницы (Любовь Макеева) есть только одна какая-то мысль, цель, и они, не видя и не слыша других, говорят только об этом, выводя из себя всех окружающих… Гротескные образы чеховских персонажей создают сложный многослойный спектакль в лучших традициях Чехова…». (Дарья Малкова //okolo.me/2011/10/zhizn-i-smert-dusha-i-byt/). Спектакль «Водевили» представлял театральное искусство Российской Федерации в культурной программе года «Россия-Испания». 
В спектакле «Глазами клоуна», играя мать главного героя, актриса вновь поражает умением отобрать и подчеркнуть самые выразительные детали. Она сознательно демонизирует эту респектабельную, корпулентную даму, воздвигая своеобразный монумент лицемерия на постаменте из показного благочестия.
    Но все же самый теплый отклик в зрительном зале находят работы Любови Макеевой, отмеченные проникновенностью, особой достоверностью и добротой. Зрителям полюбилась ее неунывающая Зинка, истинно народный персонаж из спектакля «Самая счастливая», поставленного Денисом Хуснияровым. За эту роль Л. Макеева в составе актерского ансамбля была номинирована на премию «Золотой софит», эта же работа удостоена приза зрительских симпатий общества «Театрал», что вполне закономерно, поскольку актриса убеждена: «Мы без зрителя вообще просто не можем существовать. Когда появляется зритель, то начинаешь слушать зал, и возникают новые оттенки в работе, прежние наброски обретать окраску, вкус. Так случилось и с нашим спектаклем «Самая счастливая», когда мы почувствовали друг друга и стали рассказывать не каждая свою, а единую женскую историю о жизни и любви».
     Актерский ансамбль «Самой счастливой» объехал с этим спектаклем пол-России, неизменно встречая восторженный прием публики.
Героиня Макеевой – разбитная, грубоватая продавщица, оказывается, через всю свою незадавшуюся жизнь пронесла трепетную и нежную мечту о любви. Мечту изначально несбыточную, поскольку объектом любви избран существующий только в воображении и в известном фильме Ихтиандр, человек-амфибия. Но сила воображения, жажда счастья и вера в собственные фантазии таковы, что мечта Зинаиды материализуется.
    В спектакле «Последний троллейбус», поставленном Артемом Цыпиным по произведениям Александра Володина, Макеева играет водителя того самого троллейбуса, который «по улицам мчит, верша по бульварам круженье». Критика высоко оценила этот  женский образ: «Есть в спектакле третья героиня — Катя (Любовь Макеева). Представительница народа. Которая добавляет герметичной истории любви реалии того времени. Например, читает газету «Правда» — и текст статьи вдруг перетекает в володинские стихи «Америка в преступности увязла и с неграми никак не разберется… На шаре тесненьком столпились мы…». Вдруг оказывается, что Володин был не просто, уж простите за пафос, совестью ленинградской интеллигенции, но и совершенно народным, понятным, общедоступным автором. И тоскуют по нему все, хотя некоторые, прежде его текстов не читавшие, осознают это только в театральном зале».
 Образ балансирует на грани лирики, романтизма и реализма, где реальность – опять-таки нескладная женская судьба, утраченная  любовь, одиночество, которое не ожесточило героиню и не лишило доброты.
Любовь Макеева носит поистине значащее имя! Она признается: «Я влюблена в сцену, я обожаю сцену, в моей любви к сцене есть всё». В свой день рождения, 1 апреля, она выйдет на сцену, чтобы вновь рассказать историю о жизни и любви, такую близкую, волнующую, вобравшую в себя многие подобные женские судьбы. И зрительный зал откликнется эхом любви к этой сильной, талантливой и яркой актрисе.