Особенная версия «Грозы»

Театр на Васильевском, режиссер Владимир Туманов
        Все мы помним хрестоматийный образ Екатерины - девушки, погружённой в собственный поэтически-мистический мир, которая мучается  под гнётом свекрови рядом с безвольным  недалёким мужем.Некуда ей деться,кроме как в любовь кподневольному купчику. Её живая душа жаждет вырваться, но нет ей другого пути кроме как с обрыва - в Волгу!
        Спектакль, созданный в Театре на Васильевском режиссёром Владимиром Тумановым,далёк от хрестоматийности по сценической форме и по максимальной современности духа прочтения драматического текста; он получился в особенном виде - в форматемифа.
Действие происходит в некоем современном дворе,в который кормчий(Михаил Николаев) на лодке привозит персонажей пьесыОстровского из того,казалось бы, далёкого ХIХ века, тем более что их одежда(костюмы Стефании Граурогкайте) стилизована под ушедшую эпоху. Но действующие лица в спектакле - вполненаши современники. Так, купец Дикой(Сергей Лысов) - делец, «косящий» под простачка,своего не упустит. Он использует любого зависимого для своей выгоды,что и производит со своим племянником Борисом(Андрей Горбачёв).Чем не нынешний бизнесмен?Или Кабановы!Обеспеченная «благополучная» семья, живущая где-то здесь, в квартире, за семью замками, по своим правилам.
Глава семействаМарфа Игнатьевна Кабанова(талантливо сыгранная Натальей Кутасовой) – самоуверенная, самодостаточная женщина,не чуждая женского кокетства в расчёте на мужское внимание.Смыслом её жизни является третирование молодой семьи, иесли сын(Сергей Агафонов) приспособился получать удовольствия, не переча матери, то молодая невестка сопротивляется,чем вызывает ещё болееизощрённые унижения.Главная героиня  Катерина(Екатерина Рябова)в спектакле Туманова – чистая, незащищённая, «несовременная» женщина.Но найдутся «добрые»люди в лице Варвары Кабановой, циничной, без тормозов девицы,которая чуть ли ненасильно устраивает свидание Катерины с Борисом.Сладость запретной любви приятна,но мучается, мечется Катерина, и даже покаяние перед мужем не приносит успокоения.Изменив нравственному долгу, героиня не может быть счастливой, перед её глазами пример полусумасшедшей барыни Феклуши(блистательная роль Татьяны Калашниковой),опустившейся городской попрошайки. Это – и ее путь.
              Спектакль,на мой взгляд,не даёт однозначного ответа о судьбе Катерины—вроде бы утонула,а вроде бы и нет…
Но это и не важно,последняя сцена спектакля собирает всех действующих лиц пьесы в лодке под внезапно забившей струёй воды,как будто библейский кит повёз героев драмы Островского под звёздами куда-то дальше, в будущее!
                                        Т.А. Кузнецова, председатель драматического жюри
 общества  «Театрал»