Время жить….

 
 Сейчас, говорят, стало интереснее жить. Потоки информации, бурлящая насыщенными событиями действительность, свобода выражения чувств, к которой надо относиться толерантно…
Оказаться внутри всего этого, окунуться с головой – вот это жизнь. Да ещё с фиксацией в социальных сетях с помощью selfi – палочки, этого волшебного жезла, без которого уже и не прожить…
Ещё такую жизнь окрашивают всякого рода фрики, мемы, тролли и т.п., к которым надо как-то толерантнее быть и с пониманием относиться к их существованию.
Спрашивается, зачем тогда ставить спектакль на 4,5 часа по В.М. Шукшину, назвать спектакль «Охота жить» - а про жизнь без selfiне сказать?
Такой, можно сказать, странный, совершенно не в современном духе театрального постмодернизма спектакль «Охота жить» по произведениям В.М. Шукшина поставил в Театре на Васильевском Роман Смирнов. Премьера спектакля состоялась 19 мая 2016, в день пионерии, ныне забытой организации советских детей. Правда, современные дети и знать не знают, кто такой В.М. Шукшин: вроде не блогер, в сетях нет, не на слуху – ну и ладно. И опять Василий Макарович со своими простыми рассказами – мимо целевой аудитории.
А кто будет смотреть почти 4,5 часа спектакль про жизнь деревенских фриков, которые пьют, чудят, любят как-то странно, опять пьют, страдают похмельем, о чем-то мечтают, не понять чему радуются – и вообще, скоро метро закроется…. 
Но выйти  из театрального зала возможности нет, такова сценография спектакля. Зрительный зал театра трансформирован, зрительские кресла развернули вдоль всего зрительного зала, часть которого стала большой сценой. На маленькой сцене театра сыграть такой колоссальный спектакль просто невозможно. На самой сцене друг на друге стоят свежеструганные и свежесколоченные скамейки-столы, вокруг которых и происходит все действие спектакля. 
Световое решение (художник по свету Владимир Рожков) довольное простое – сцена освещена равномерно, без каких либо особых эффектов, что подчеркивает простоту той жизни, которая блистательно сыграна практически половиной труппы театра. В спектакле задействовано 25 актеров.
Когда читаешь афишу спектакля, то сразу обращаешь внимание, что актеры указаны, а исполняемые ими роли нет. Что зрителю с того, кто кого будет играть. В этом спектакле важна слаженность игры всех занятых актеров, чтобы спектакль несся как та птица - тройка, которую обсуждают по ходу действия, чтобы зрители вдох сделали на первой минуте спектакля, а выдох – на последней, чтобы зрители почувствовали себя частью той жизни, которая идет на сцене. И имя этой жизни Василий Макарович Шукшин.
Действие начинается размеренно и неспешно. Жизнь-то деревенская. Постепенно водоворот событий усиливается и ускоряется. Интрига нарастает. Появляются массовые сцены: сцена в клубе, сцена свадьбы, в которых видно, что кажущиеся поначалу не связанными между собой отдельные сюжетные линии спектакля тесно сплетены и представляют не что иное, как полноценную жизнь счастливых людей, которые получают удовольствие от самой жизни, а не от возможности сделать её selfi. Эти люди не фрики, они просто люди, просто они такие… Режиссеру спектакля Р. Смирнову из рассказов В.М. Шукшина удалось собрать удивительный калейдоскоп персонажей, удачно распределить роли, «собрать» достаточно сложный спектакль. И самое главное, Роман Смирнов воплотил свою мечту – поставить спектакль по В.М. Шукшину. 
Нет смысла рассказывать, кто как исполнил свою роль. Это как в жизни, кто-то получше живет, кто-то похуже. Оценивать надо весь состав задействованных актеров. А игра блистательна. Конечно, пройдет время, спектакль встанет на рельсы, покатится, заблестит, заиграет ещё ярче, что-то подправят, улучшат, углубят… Но уже сейчас можно сказать – это шикарный спектакль для зрителя, которому всё будет понятно, который будет смеяться, сочувствовать и переживать вместе с героями. Зритель всё время внутри действия. То пригласят на танец в сельском клубе, то водки предложат на свадьбе. Водки, кстати, настоящей. Закуска присутствует в большом количестве, традиционная русская триада: квашеная капуста, соленые огурцы, картошка. Можно попеть с актерами песни… Возможностей почувствовать себя в этой простой жизни, с её простыми правилами, где информация имеет границы, а совесть не подменяется толерантностью – хоть отбавляй. 
А жизнь действительно простая вещь – это мы её усложняем. Есть время – живи! Не хочешь – тогда призрачное «Selfi». Это название другого спектакля Р. Смирнова в Театре на Васильевском, в котором у героев философские рассуждения о жизни иногда подменяют саму жизнь.
 Думаю, надо поблагодарить руководителейТеатра на Васильевском, которые поверили режиссеру и доверили ему эту постановку. Не ошиблись – это точно. Говорю с позиции зрителя, а не представителя профессионального театрального сообщества или члена художественного совета театра. На спектакль обязательно надо будет сходить через полгода.
P.S. Про достоверность. В спектакле есть такая сцена. Нюре, роль молодой актрисы Анны Королевой, предлагают выпить шампанского. Шампанское настоящее, запечатано на заводе. Бутылку открыли, выхлоп раздался, шампанское в стаканчик налили. В советское время девушке нравилось, когда её угощали «Советским шампанским». Но гримаса отвращения на лице молодой актрисы  к предложенному напитку вполне понятна: этот дрожжевой напиток к шампанскому имеет мало отношения. Игра актрисы – искренняя. Вот так и надо жить.
Владимир Запорожец