Дайджест премьер сезона 2016-2017 гг

«САМОДУРЫ»

Пьеса Гольдони не только отражает нравы своего времени и тему вечной борьбы полов, но и противостояние старого и нового порядков: традиционному укладу следуют отцы семейств, которые уверены, что оберегают жизненную мудрость и правду; а женщины - их оппоненты. Они стараются добавить в привычную рутину дух свободы и праздника. 

В комедии показано постепенное нарастание противостояния деспотизму самодуров. Гольдони полон гуманистической веры в доброту человеческой природы и возможность исправления «дурных» людей. 

Режиссер-постановщик Владимир Туманов бережет самобытность комедии – интересная сценография, задорная музыка и яркие костюмы многое рассказывают о характерах героев.

Михаил Николаев, исполнитель роли Лунардо: «Самодуры все – и женщины, и мужчины. Каждый в своей степени. У кого-то больше тараканов в голове, у кого-то меньше. У моего персонажа их много, потому что он женился на молодой».

Жены и дети самодуров стонут под гнетом отцов семейств. Протест против деспотизма нарастает с каждой секундой. В своей пьесе комедиограф отразил вечную борьбу старого и нового.

Передать всю сложность характеров персонажей итальянской комедии актерам помогают грим и костюмы.

Елена Мартыненко, исполнительница роли Маргариты, жены Лунардо: «Это очень помогает тому образу, который каждый из нас создал. Потому что мне кажется, костюм – это 50 процентов роли. Для меня это так. Надеваю, и превращаюсь в кого-то другого».

В сюжетную канву разоблачений органично вписываются карнавалы, розыгрыши и темпераментные скандалы.

http://topspb.tv

В Театре на Васильевском – громкая весенняя премьера: режиссер Владимир Туманов представил спектакль «Самодуры» по пьесе прославленного итальянского драматурга Карло Гольдони. Получилась яркая и динамичная комедия – то, что нужно, чтобы отвлечься от серой действительности!

У зрителя есть возможность наблюдать классическую «войну полов». В этой пьесе вечный спор мужчин и женщин заканчивается воцарением мира и гармонии во всех семействах. Но путь к этому оказывается непростым: будут и скандалы, и веселые розыгрыши, и масса смешных ситуаций. Наблюдать за развитием сюжета пьесы – одно удовольствие: заснуть вам точно не удастся. (Ольга Рябинина. Как обуздать самодуров и вернуть гармонию в семью // Метро, 2017, 13 апреля). 

 
«ДОЛГИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ОБЕД» 

https://vk.com/culturoom
Каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой времени. Ее можно рассматривать с разных сторон: время как взросление, старение и смерть, время как невозможность удержать мгновение или вернуться в прошлое, время как череда однообразных дней, время как определенное событие, которое тянется очень долго или, напротив, будто бы выскальзывает из рук. Время может быть неизбежностью или спасением, но всегда оно сильнее человека, который всю жизнь находится в его власти. 
Спектакль «Долгий рождественски обед» в Театре на Васильевском посвящен размышлениям о времени. В центре сюжета – рождественские обеды семьи Байярдов на протяжении 90 лет. За этот период успевают смениться поколения, кто-то рождается, кто-то умирает, происходят радостные и грустные события, но постепенно все стирается из памяти живущих, все проходит. Остаются лишь сияющие на небе звезды. 
Спектакль начинается с быстрой читки пьесы Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский обед». Актеры сидят за столом и с неимоверной скоростью зачитывают произведение (причем ремарки тоже озвучиваются – голосом за сценой). Таким образом, в первые пятнадцать минут зритель узнает всю историю и имеет возможность посмотреть на нее с позиции вечности. Жизнь человека проносится так быстро, что невозможно даже успеть подумать, осмотреться, помолчать. Суета, слова, слезы, улыбки до последнего вздоха. А потом резко и беспощадно приходит смерть. Но что такое смерть одного человека для вечности? Привычный круговорот, необходимый для того, чтобы дать возможность новым людям суетиться, говорить, плакать, улыбаться и умирать. 
Но вот начинается вторая часть спектакля: уже знакомый сюжет разворачивается в целостную картину, только что услышанные реплики дополняются новыми, поясняющими предыдущие. На этот раз мы смотрим на историю семьи Байярдов с позиции человека, сопереживая их горестям и радостям. Мы начинаем понимать мотивы их поступков, узнаем их мысли. Но даже во второй части спектакля время идет быстро: герои не успевают оплакать погибших и погрустить, как уже едят и смеются, не успевают договорить фразу, как смерть забирает их к себе навсегда. 
Вообще, в «Долгом рождественском обеде» присутствует множество различных микротем, о которых можно долго говорить, но лучше сходить на спектакль и увидеть, пережить, прочувствовать их самому. Режиссером-постановщиком Русланом Нанавой и другими создателями и участниками спектакля была проделана колоссальная работа. Благодаря новому взгляду на произведение Торнтона Уайлдера, пьеса звучит очень современно и находит отклик во всех зрительских сердцах. Как будто временной отрезок, разделяющий нас и писателя, исчез в сиянии холодных звезд, как исчезают годы из жизни героев, занятых поглощением индейки. 
 
Текст: Мария Дудкина
Очень понравился спектакль «Долгий рождественский обед». Молодцы!! 
Неожиданно, ярко, остро, с юмором, узнаваемо, глубоко и с игрой актеров наотмашь!!!  Всем спасибо! Наталья Леонова, режиссер.
Счастье и для актеров, и для режиссера, и для зрителя, ибо каждый разглядит в долгой смене поколений что-то, затрагивающее его лично. Может, чья-то история покажется особенно щемящей; может, столкновение планов родит небывалую грусть; а, возможно, не оставит равнодушным сама композиция жизни и смерти – или захватит красотой звездное небо над нами. Такого счастья должно достаться каждому сколько угодно, да мы и не в обиде, сидим зареванные, и целого мира нам мало. Условных приемов – то ли фокусов, то ли методов – в рукавах и карманах сцены припасено с лихвой. Они наслаиваются друг на друга, начиняют друг дружкой постановку, что ту сочную индюшку, виртуально разрезаемую настоящими, не бутафорскими вилками и ножами. Персонажи старятся взаправду – с помощью грима – и понарошку – мимически и актерски. Персонажи-дети отыгрываются взрослыми актерами с использованием лишь незначительных деталей; но совсем маленькие дети означены символическими колясками, плотоядно водруженными в центр рождественского стола – будущая пища веков – а нерожденное дитя показано улетающим в небеса белым шариком. Используются предметы-символы – в прямом (бутылка) и переносном (хулахуп) смысле, а также атрибуты клоунской репризы (сцена выедания мозга). А сценическое пространство работает со всех сторон – дальней перспективой света (в некоторые волнующие моменты звезды достигают своим светом даже зрителей в зале), и близкой – сносок, звездочек (если использовать терминологию комментария): на авансцене, у микрофона, в лучах прожекторов, веселым стенд-апом на разрыв аорты в исполнении каждого персонажа в его самый звездный и пронзительный час. Так близко к зрителю, так близко всем, что, кажется, вот самый предельный уровень – импровизация, сотворенная самим актером в качестве последней мотивации или оправдания своего персонажа -  и вдруг невольно замечаешь в его словах случайно (ли) оброненную цитату…
Каждая роль кажется несоразмерно укрупненной в общей эпической и элегической панораме поколений, и всё же в этом крайнем приближении (так, что глазам больно) и есть ключ к пониманию пьесы.    Наталья Кондратьева

 

Решением жюри Санкт-петербургского общества зрителей «Театрал» спектакль Театра на Васильевском «Долгий рождественский обед» награжден призом «Театрал-2016».


«КАМЕНЬ» 


Это спектакль предельного режиссерского лаконизма и тонкой актерской выделки «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Здесь через тему Второй мировой говорится о родовых травмах, и в актерском ансамбле выделяется выдвинутая за роль второго плана Любовь Макеева, которой «легким касанием» удается выразить трагизм судьбы еврейской женщины.Евгений Авраменко http://s2.googleusercontent.com/s2/favicons?domain=vecherka-spb.ruvecherka-spb.ru/2016/11/21/25-rezhisserov-na-odnu-zolotuyu-masku/

Нельзя не отметить прекрасную работу Надежды Живодеровой , она моментально перевоплощается из молодой женщины в старуху. В спектакле как бы украдкой появляется музыка, тревожная, отсылающая к Твин Пиксу, она создает напряжение и вместе с мраком зала пускает зрителя в поиск совести внутри себя. «Кто виноват, что делать?» - и другие вечные вопросы могут пронестись в голове смотрящего. Хуснияров ответа не знает. Как не знали ответа до него и не узнают после. Поэтому быстро уходит в сторону больше семейного, нежели общественного конфликта. Где преуспевает, судя по номинациям на Золотую Маску и Софит. Рекомендую ли? Рекомендую.

Георгий Муа   https://vk.com/teatrpeterburg?w=wall-17036_11593

В своей пьесе фон Майенбург безжалостно срывает покров оправданий и выдумок, которые лежат в основе национального самолюбования. Режиссер Денис Хуснияров в своей постановке для Театра на Васильевском доводит обличительный характер драмы до крайности. Облаченные в черное, ограниченные в выразительных средствах, прикованные к холодному каменному столу, актеры разыгрывают историю своих героев с маниакальной концентрацией, оттачивая остроту конфликтов до предела.

http://msk.citifox.ru/event/teatr-kamen/

 

По-моему, замечательный спектакль. Без видимых ухищрений, и без жёстких авторских подсказок изощрённая композиция. Когорта из пяти женщин и одного мужчины за столом великолепно доносит катастрофическую перемешку десятилетий. Исторический вертиж. Живые и мёртвые за одним столом. Конечно, это никакая не “читка”. Горький парафраз “Долгого рождественского обеда” Уайльдера, между прочим! Пошловатой идеи-отмычки о “взаимозаменяемости” палачей и жертв здесь нет. (При всех интерпретациях у Авеля и у Каина была своя роль). В минималистской постановке, где камень из брусчатки – он и камень, и пианино, и вообще весь реквизит; в поразительном строе актёрского ансамбля, с точным абрисом каждого действующего лица, – персонажи Любови Макеевой и Надежды Живодёровой не могут стать “подругами”. Здесь все сцеплены одной исторической цепью, и каждый “умирает в одиночку”. Камень на шее один на всех, это так! Потому-то так тошно – молодым.  
Надежда Таршис //
http://ptj.spb.ru/blog/eshhe-odin-kamen-vstene/

Современный немецкий драматург Мариус фон Майенбург рассказывает историю одного дома, трех семей и четырех времен. Дом принадлежал семье евреев. В 1935 году в ходе расистских реформ владельцы эмигрируют, продав дом за бесценок немецкой семье. Новый хозяин дома гибнет в 1945-м при оккупации Берлина советскими войсками. В 1953-м его жена и дочь переселяются в Западную Германию. Камень, который нацисты однажды швырнули в окно, женщины положили в основание легенды, будто отец погиб, спасая евреев. В 1993-м Германия воссоединяется, и они возвращаются домой.
После войны Германия пережила денацификацию в целом, но отдельные семьи создали удобные мифы – они и лежат в основе сегодняшнего самолюбования Германии. Драматург Мариус фон Майенбург не оставляет от этой основы камня на камне. В России, где тьма собственных национальных и семейных мифов, за неимением своего «Камня» играют немецкий. Но играют очень по-русски. Вот и Денис Хуснияров увлечен оправданием героев, поиском в злом доброго и психологией – тем более выпуклой психологией, чем меньше у актеров средств выразительности. Шестеро артистов сидят за массивным столом неподвижно, будто вмурованные в него камни. Их феноменальную актерскую концентрацию эксперты и отметили, выдвинув спектакль на «Золотую Маску». 
Елена Ковальская  http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1424

 

Спектакль номинирован на Высшую театральную премию России «Золотая маска» в трех номинациях:

В номинации «Драма/Спектакль малой формы».

В номинации «Драма / Работа режиссера» представлен постановщик спектакля «Камень» Денис Хуснияров.

В номинации «Драма / Женская роль» номинирована Любовь Макеева за роль Кисы в спектакле «Камень». 

«ДВЕ ДАМОЧКИ В СТОРОНУ СЕВЕРА»

Эксцентрическая история о двух немолодых сестрах, которые колесят по Франции на угнанном пассажирском автобусе.

«Две дамочки в сторону севера» - одна из самых популярных пьес, написанных во Франции в последнее десятилетие. Ее автору, драматургу, журналисту, режиссеру и актеру Пьеру Нотту удалось совместить в одном, формально комедийном тексте, безудержный смех и глубокую печаль, черты лихого роуд-муви и психологической драмы.

Хуснияров поставил «Лучшую пьесу Франции-2008»

Пьеса Питера Нотта «Две дамочки в сторону севера» в 2008 году была признана лучшей пьесой Франции и обрела огромный успех, как у публики, так и у критики. На отечественных подмостках за ее инсценировку взялся молодой, но заслуживший уважение режиссер Денис Хуснияров.

Сюжетная история разворачивается во Франции, по дорогам которой на угнанном шестидесятиместном автобусе колесят сестры. Их подстерегают всевозможные происшествия в необычных местах: театре, морге, диско-баре, полицейском участке… Куда бы ни закинула их судьба, с этими «дамочками» не соскучишься.

Две главные роил – сестры Аннетта и Бернадетта исполнены эксцентрики, нежности, жесткого юмора и бесконечной искренности (сайт Городовой).

Замечательные актрисы Татьяна Калашникова и Любовь Макеева за дуэт Аннетты и Бернадетты в спектакле «Две дамочки в сторону севера» номинированы на высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль».