Илона Бродская: «Ни одна другая профессия мне столько счастья бы не дала»

 
    В эти дни актриса Театра на Васильевском, заслуженная артистка России Илона Бродская отмечает юбилей 
Илона Бродская в Петербурге поначалу оказалась «знакомой незнакомкой». Увидев ее в дебютной роли на сцене Театра на Васильевском, многие театралы узнали ведущую актрису хорошо известного в Питере Омского театра драмы. 
Бродская была приглашена в труппу Омского академического театра драмы в 1992 году, после окончания театрального факультета Дальневосточного института искусств. Отличные внешние данные, сценическое обаяние, способность  к глубокому анализу и психологическому проживанию ролей в сочетании с актерской интуицией, - все эти качества вскоре сделали ее любимицей публики.
Сама Илона рассказывала: «Двадцать два сезона я отработала в Омской драме, и это были прекрасные, замечательные, очень плодотворные сезоны. У меня в репертуаре свыше пятидесяти ролей, я переиграла практически весь классический репертуар – Ирину в «Трех сестрах», Елену в «Дяде Ване», Машу в «Живом трупе»…
Я окончила во Владивостоке Институт искусств, тот же самый вуз, который окончил прекрасный артист Юрий Леонидович Ицков, я счастлива играть с ним на одной сцене». 
С народным артистом России Юрием Ицковым Илона встретилась в первой же работе на сцене Театра на Васильевском. В спектакле «Одинокие» по пьесе Г. Гауптмана, поставленном Денисом Хуснияровым, Ицков играет отца семейства, актрисе же для петербургского дебюта выпала сложная роль «эмансипе» Анны Мар, по сути, разлучницы, разрушившей благополучие семьи главного героя Иоганна (его замечательно играет Артем Цыпин). Драматург, безусловно, хотел показать передовую, образованную, свободную женщину своего времени, но объективно в пьесе сложился образ хищницы, подрывающей основы семейного, религиозного, морального уклада, что, в результате, приводит к гибели патриархальной семьи. Актрисе чудесным образом удалось избежать характерных черт женщины-вамп. Ее героиня обольстительно женственна, обаятельна, нежна, и в этом главная ее вина, если не считать, конечно, что она по-настоящему полюбила ученого Иоганна. И хотя по сюжету в озере  тонет Иоганн, но прежде именно  Анну Мар поглощает, засасывает в омут колдовское озеро, воссозданное на сцене. 
Актриса рассказывает: «Да, Анна – очень неоднозначный персонаж, когда я прочитала пьесу, первым было впечатление, что это коварное существо, каких много в жизни, в любое время, в любом веке. Но мне в театре никогда не было интересно играть только текст, ситуацию. Напротив, очень интересно копаться, искать вторые и третьи планы, понимать, что движет героиней. Я, конечно же, буду защищать свой персонаж, мне очень дорога эта героиня, я вижу в ней человечность и понимание других, она вовсе не черствая и не бессовестная».
Суть в том, что Иоганн, искавший близкую, родственную душу, действительно обрел ее в Анне, героине Илоны Бродской.  Она, как и он, стремилась к совершенству, к идеальным  отношениям мужчины и женщины. Она, как и он, в этих идеальных устремлениях потерпела крах. Но, в итоге, женщина, как водится, оказалась сильнее мужчины.   
У Валерия Брюсова есть знаменитое стихотворение: 
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум, и слов избыток, 
В его листах безумен каждый миг.  
 
Ты – женщина, и этим ты права…
 
Наверно, это стихотворение могло быть посвящено Илоне Бродской. В ее «собрании сочинений», то бишь, ролей, действительно, есть и загадка, и обилие дум, и то, что читается между строк.  А правота ее героинь кроется именно в женском начале и сакральном предназначении женщины.  В спектакле «Камень» по пьесе Майенбурга в постановке Дениса Хусниярова ее героине выпала роль, можно сказать, краеугольного камня, на котором держится шаткая устойчивость непростой немецкой семьи. «Каменное» сравнение здесь не представляется неуместным или просто игрой слов: на протяжении всего спектакля героиня Илоны Бродской, как и все персонажи, сохраняет физическую статичность при огромной психологической подвижности, большом духовном объеме образа. Это подтверждают и отклики критиков, выдвижение спектакля  в нескольких номинациях высшей театральной премии России: «Шестеро артистов сидят за массивным столом неподвижно, будто вмурованные в него камни. Их феноменальную актерскую концентрацию эксперты и отметили, выдвинув спектакль на «Золотую Маску». 
 
    В спектакле представлена драматическая история Германии ХХ века через историю одной семьи. Камень, зарытый в саду, хранит тайну, будучи извлеченным на свет, он постепенно помогает узнать истину, состоящую в том, что главы семейства были не борцами с нацизмом, а его пособниками. Спектакль прослеживает своеобразную траекторию лжи: старшее поколение (бабушка Вита в великолепном исполнении Надежды Живодеровой) знает правду и, в конце концов, приходит к покаянию; ее дочь Хейдрун в исполнении Илоны Бродской подозревает правду, но не хочет в этом признаться; а младшее поколение свято верит мифам и ужасается разоблачениям. При минимуме (а практически отсутствии) актерских приспособлений Илоне удается передать глубокий внутренний драматизм героини, готовой ради дочери, ради сохранения дома, семейных легенд, искать оправдание всем – и родителям, и предавшему ее мужу.  Ради этого она способна на жестокие действия, по сути, подобные поступку родителей, неправедно захвативших дом…
 
Илона не раз признавалась, что постоянно хотела преодолеть амплуа лирических героинь. И главный режиссер театра Владимир Туманов, как бы прислушавшись к этому желанию, назначил актрису на характерную роль в своем спектакле «Самодуры» по пьесе Карло Гольдони. Вот уж где актрисе наконец-то удалось сыграть… не то, что отрицательный образ, но такую милую, жеманную дамочку-стервочку.  Демонстративно страдая от самодурства мужа (впрочем, достаточно простодушного увальня в исполнении Михаила Николаева), она плетет интриги, расцвечивая игрой и карнавализацией унылую семейную жизнь. Судя по всему, судьба падчерицы Лучетты ее не очень волнует, но ведь приходится делить с ней привязанность мужа. Остается выдать Лучетту замуж - это опять-таки повод для интриг, а также способ остаться единственным центром внимания. Оправдание всему этому «коварству» - конечно, всепобеждающая, сияющая женственность.          
 
Ты женщина – и этим ты права… Илона Бродская состоялась и в семейной жизни, которая при всем при том не была легкой и безоблачной. С будущим мужем Давидом Бродским, ныне тоже успешным артистом Театра на Васильевском, они учились на одном курсе института. Давид в одном из интервью рассказывал: «В начале 90-х нужно было отстаивать дикие очереди в магазинах за продуктами, покупать их по талонам… Не говоря о финансовых и жилищных проблемах… Но мы прорывались: стали пионерами – первой студенческой семьей в нашем институте,  которой дали в общежитии отдельную комнату, и с тех пор там селили только семейные пары. Мы успевали работать и учиться. Илона пробыла в декрете тогда только месяц, спустя несколько недель после рождения дочери Кристины возобновила учебу…»
 
Сейчас Кристина Бродская  тоже известная актриса театра и кино, снималась в фильмах «Дорогой мой человек», «Дело чести», «Григорий Р.», «Татьянина ночь», «Сплит», «Рожденная звездой» и других. Замужем за популярным артистом Игорем Петренко. 
Илона и Давид Бродские переехали из Омска и Петербург, чтобы быть ближе к дочери. 
 
При всей сложности и непредсказуемости  актерской судьбы Илона Бродская считает: «Я всегда уважала труд актеров и режиссеров, потому что отношусь к тем счастливым обладателям любимой профессии, которые считают, что она действительно приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение. Когда что-то получается, ты испытываешь такое счастье! Ни одна другая профессия мне столько счастья бы не дала»
 
И напоследок еще об одной творческой особенности артистической семьи Бродских. Это редкостная музыкальность. Когда Илона Бродская поет в знаменитом спектакле-концерте Театра на Васильевском «Всё для Победы», в зале практически не остается человека, который не вытирал бы слезы…