Премьера. «Мещане» в Театре на Васильевском

Какой спектакль ставить? Этот вопрос всегда очень остро стоит перед любым театром. И пока идут поиски пьесы — желательно злободневной, которая бы взволновала, взбудоражила зрителя в зале, отвечала бы его сегодняшним чаяниям, — театр обращается к классике, вновь и вновь препарируя ее, наполняя современным звучанием.

В Театре на Васильевском — премьера, «Мещане» М. Горького. Замечательная пьеса великого автора, которая имеет достаточно внушительную сценическую историю. Неблагодарное это дело — сравнивать разные спектакли по одной и той же пьесе. Но, взявшись за «Мещан» М. Горького, режиссер Владимир Туманов был обречен на сопоставление своей работы с легендарным спектаклем в БДТ. Планку, заданную тогда Г. А. Товстоноговым, преодолеть трудно, если вообще возможно. Тут уж ничего не поделаешь!

С другой стороны, прошло более 50 (!) лет со времени той постановки. Подавляющее большинство зрителей, конечно, ее не видели и принимают спектакль Театра на Васильевском без оглядки в прошлое. Может быть, это и хорошо.

Владимир Туманов не стал переносить действие своего спектакля в наши социальные и политические реалии, и поэтому невозможно не заметить на сцене громадный резной буфет и люстру в стиле «Тиффани», отсылающие нас явно в начало прошлого века. Но вот происходящее на сцене может случиться где угодно, когда угодно и с кем угодно.

Режиссер сделал акцент на драматизме вечных семейных ценностей. Кризис семьи, конфликт поколений, отцов и детей, трагическое непонимание друг друга — это то главное и понятное, что доносится до зрителя.

И спектакль у Туманова получился очень гармоничным: великолепная игра актеров, глубокий психологизм буквально всех действующих лиц, интересная сценография Александра Орлова, очень логичное музыкальное оформление Александра Закржевского. Прекрасна, как всегда, и узнаваема работа художника по костюмам Стефании Граурогкайте.

В центре спектакля — Василий Васильевич Бессеменов в блестящем исполнении народного артиста России Юрия Ицкова. Вроде дела у Василия Васильевича идут хорошо: он хозяин, глава большого семейства, в доме достаток, все «как у людей». Живет со своим традиционным укладом, своей непоколебимой моралью, незыблемой, где-то архаичной жизненной правдой, которая уже перестала устраивать выросших детей. Она кажется им старомодной. Куда-то ушло уважение, пропало понимание и любовь детей. Для дочери Татьяны (Елена Мартыненко ) и сына Петра (Арсений Мыцык) жизненный уклад родителей невыносим. Они рвутся на волю. Выгнанный из университета Петр не знает чем заняться и находит себя, к неудовольствию родителей, в объятиях веселой соседки. Татьяна, школьная учительница, пытается свести счеты с жизнью. Родители же, постоянно требуя уважения, чувствуют себя обиженными, лишними в своем доме.

Все ждут друг от друга невозможного — понимания. Разговоры идут на повышенных тонах. Перебранка возникает по любому поводу, и затишье после него — только передышка перед новым скандалом. В самом воздухе бессеменовского дома висит предощущение очередного столкновения его обитателей. Никто не хочет и, пожалуй, уже не в состоянии услышать другого. Люди живут в какой-то неосознанной внутренней готовности к ссоре, поэтому достаточно небольшой искры, чтобы пожар накаленных страстей вспыхнул с новой силой. Оттого, что ситуация бессмысленна, и люди не могут не ощущать этой абсурдности, скандал для каждого превращается в некий спектакль.

Все хотят вырваться из такого круговорота, но, похоже, это удается только воспитаннику Бессеменова — Нилу (Алексей Манцыгин). Здравый смысл рабочего человека подсказывает Нилу, что надо уйти из дома Бессеменовых, и вдобавок он забирает с собой Полю (Мария Грицюк). Нил ушел первым, и ушел навсегда.

Понравился (как всегда!) Михаил Николаев в роли певчего Тетерева. Свободный от всех и всего, он может высказывать мысли, которые другие прячут. Циник, но человек с твердыми жизненными принципами, он видит всеобщую обреченность, наступающую беду, распад жизни в доме и воспринимает это как должное. Именно Тетерев у Горького предчувствует всеобщие глобальные катаклизмы. Однако у Туманова, похоже, перед этим персонажем такая задача не ставилась. Но и Тетерев, и Перчихин (Сергей Лысов) очень нравятся зрителю тем, что они, в силу своей маргинальности, не воспринимают жизненную философию хозяина дома Бессеменова, которая губит всех.

На сцене царит атмосфера взаимной нелюбви, герои спектакля мечутся, не находя точки опоры. Владимир Туманов не дает никаких нравственных оценок, никого не осуждает. Плохо — всем. И всех жалко. Трагедия. И не ясно — что делать?

Очень актуальный спектакль появился в Театре на Васильевском. Классика. Посмотрите его.

 

Людмила Рябова, член жюри Общества «Театрал»