Штрихи к портрету. Любовь МАКЕЕВА.

Как уже отмечалось, 2020-й для Театра на Васильевском – год юбилеев. Продолжаем цикл публикаций о юбилярах этого года.

Недавно отметила круглую дату Любовь Макеева - ведущая актриса Театра на Васильевском.  Замечательная актриса участвовала в ряде спектаклей, составляющих золотой фонд театра. Среди них – «Васса Железнова» по М. Горькому в постановке А. Байрамкулова. Записью этого спектакля в группе театра ВКонтакте открылась страница «Золотой фонд спектаклей».

Любовь Макеева – ученица Льва Додина, образец актрисы классической петербургской школы.  В актерской природе Макеевой органично сочетаются традиционный русский сценический психологизм и современная острота.

О том, что будет актрисой, Люба знала с детства. Поэтому после школы она поступила … в медицинское училище. Позже признавалась: «Я всегда знала, чувствовала,  что так или иначе окажусь в театре, хотя окружающие, близкие мне люди в этом сильно сомневались.  Мне казалось, что в момент встречи со зрителем происходит какое-то волшебное, неописуемое действо, которое невозможно передать словами. Боясь поступать в театральный, я выбрала не менее любимую мной медицину, в глубине души надеясь, что в театральный поступлю позже».

Интересно, что театральный путь Макеевой начался именно там, где успешно продолжается по сей день. Уже работая медсестрой в реанимации, она пришла в театральную студию Дворца культуры имени Урицкого, то есть как раз в то здание, где сейчас находится Театр на Васильевском.

Этапной для Любы Макеевой стала драматическая роль Анны в горьковской «Вассе Железновой». Знаменитая актриса Антонина Шуранова, игравшая заглавную роль, высоко оценила молодую партнершу: «Анну играет Любовь Макеева. Актриса тонкая, подвижная, живая. Я вижу – от того, как я скажу, она бледнеет, краснеет, слезы у нее живые, сиюминутные». Выступая на обсуждении спектакля, выдвинутого на соискание Государственной премии России, народный артист СССР Кирилл Лавров сказал: «Мне кажется, что выдвижение на Государственную премию этого спектакля вполне правомочно, и я к уже выдвинутым участникам добавил бы актрису Любовь Макееву, блестяще сыгравшую Анну, старшую дочь Вассы. Мне кажется, что спектакль наследует ту театральную культуру, которая родственна по духу БДТ и горьковским спектаклям Товстоногова».

Яркой, харизматичной ролью Л. Макеевой стала Баба в белом из основанного на русском фольклоре спектакля «Закликухи» В 2000-м году спектакль был представлен на знаменитом фестивале в Авиньоне, где вызвал восторг театральной публики Франции.

Одним из главных в творчестве актрисы остается образ блаженной, не от мира сего, гримерши Надежды в спектакле А. Бубеня «Саранча». Работа Макеевой стала центром художественной структуры спектакля, вошедшего в золотой фонд театра. Критика писала: «Очень хороша Любовь Макеева в спектакле Театра Сатиры, ее Надежда – простушка, что делает достоверной правдивость, доходящую до абсурда. Она странная, не такая как все, не испорченная образованием, естественная. Но, прежде всего, она отличается от других невероятной добротой». (Современная драматургия. 2009, №2).

Любови Макеевой под силу самые сложные творческие задачи. В спектакле «Антон и шоу-бизнес» она сыграла три разные роли, в том числе мужскую – лицемерного мецената Дона Блаунта.

Работы Любы Макеевой в силу проникновенности, особой достоверности всегда находят  отклик в зрительном зале. Зрителям Санкт-Петербурга и других городов России полюбилась ее неунывающая Зинка, истинно народный персонаж из спектакля «Самая счастливая». За эту роль Любовь Макеева была номинирована на премию «Золотой софит» и удостоена Приза зрительских симпатий общества «Театрал». Созданная Макеевой роль жертвы нацизма Клариссы в спектакле «Камень» была номинирована на высшую театральную премию России «Золотая маска». Подлинно шукшинский характер Председательши воплотила актриса в спектакле «Охота жить», а следом создала острохарактерный образ в комедии «Две дамочки в сторону Севера».

Любовь Макеева носит поистине значащее имя!  Она признается: «Я влюблена в сцену, я обожаю сцену, в моей любви к сцене есть всё». И зрительный зал всегда откликнется эхом любви к этой сильной, талантливой и яркой актрисе.