Владимир Словохотов. «Как тревожит душу память». Воспоминания, интервью на актуальные темы.

ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ВЛАДИМИР СЛОВОХОТОВ

В мае 2020 года отмечает юбилей создатель и бессменный художественный руководитель Драматического театра на Васильевском, заслуженный деятель искусств России Владимир СЛОВОХОТОВ. А сам театр, дитя перестроечного энтузиазма, недавно отметил свое 30-летие. И это сближение юбилейных дат является убедительным свидетельством неразрывной связи творца и созданного им театрального детища.

     Биография Владимира СЛОВОХОТОВА читается как увлекательная повесть. О чем, собственно, свидетельствуют его воспоминания в книге «Полета вольное упорство. Театр на Васильевском: пути и судьбы» (СПб: «Балтийские сезоны», 2017).

     Театральную карьеру Владимир Словохотов начинал как актер, после окончания Ташкентского театрального института им. А.Н. Островского работал в больших театральных центрах, ему аплодировали зрители Омска, Улан-Удэ, Рязани, Саранска, Ташкента, Тулы. Словохотов играл ведущие роли в спектаклях современного и классического репертуара: Глумова в комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Бориса в «Грозе», героев А. Вампилова, В. Розова, М. Рощина, М. Шатрова и многих других. Но творческая и независимая натура требовала еще более активного приложения сил.

Словохотов стал одним из самых молодых театральных директоров России, притом, не будучи членом компартии, что практически невероятно по тем временам. Переехав в Ленинград, молодой лидер становится успешным администратором популярного бит-квартета «Секрет».

В 1989 г. в северной столице родился новый театр - как экспериментальная студия при знаменитом квартете. Инициатором создания новой театральной студии стал заместитель директора «Секрета» Владимир Словохотов. Доброго пути новорожденному Театру Сатиры пожелал сам Юрий Любимов, чему есть документальное подтверждение. Первый звонок прозвучал 1-го сентября 1989 г. – дата рождения Театра сатиры на Васильевском острове. С 2010 г. это Драматический театр на Васильевском.

Какое-то время театр оставался бездомным. На лихие 90-е пришлась битва за здание бывшего  Народного дома баронессы фон Дервиз на Среднем проспекте Васильевского острова. На помещение нашлось немало  претендентов,  в ожесточенную схватку вступили влиятельные силы, о чем свидетельствует, например, письмо о поддержке театра, направленное мэру города Анатолию Собчаку. От имени творческих союзов письмо подписали артист Владислав Стржельчик, композитор Андрей Петров, писатель Владимир Арро, художник Михаил Аникушин, кинорежиссеры Игорь Масленников и Владимир Бортко. В результате упорной борьбы спорный вопрос был решен в пользу театра.

Владимир СЛОВОХОТОВ о секрете успеха театра:

     - Журналисты много раз меня спрашивали: в чем секрет вашего успеха? Да никакого секрета, мы работали так, будто все скоро закончится. Я привык, что в нашей стране, да и в моей жизни все хорошее быстро кончается. И мы не успеем сделать тот театр, о котором мечтали, одним словом, мы не увидим небо в алмазах. И все же мы надеялись на победу. А страну в это время – лихие 90-е! - выворачивало наизнанку. То капитализм мы строим, то опять – вперед, к победе коммунизма. Спасало нас определенное везение, а иногда просто чудо.

Мне сообщили, что табачная фабрика имени Урицкого собирается отказываться от Дворца культуры. Мы начали войну за это здание, спасибо огромное всем, кто мне тогда поверил. Конечно, у этого чуда очень длинная история, но мне поначалу помогали небеса. Я пришел в Смольный с документами на нынешнее здание Театра на Васильевском. Не знаю, что делать, сижу в приемной у вице-мэра Сергея Беляева, со мной рядом сидит съемочная группа Первого канала. Приходит шальная мысль: «Ребята, я пробиваю здание для театра, а его отдают под коммерческие цели…» «А что, идея хорошая, – говорят оператор с режиссером, – давайте поможем парню». Входим все в кабинет: «Сергей Георгиевич, вот готовые документы на передачу здания Театру Сатиры на Васильевском острове, Средний проспект, 48. Первый канал просит снять, как город развивает культуру». «Мне кажется, это очень симпатичный сюжет будет», – говорит режиссер. Беляев внимательно прочитал бумаги, и чудо произошло на моих глазах. «Так, готовы, мотор, начали». Подписывает. Журналист за кадром говорит: «Руководитель городского КУГИ подписал распоряжение о передаче здания новому театру Сатиры на Васильевском острове». Выскочил из кабинета, словно у меня могут отобрать этот документ, словно я кого-то обманул, что-то досталось мне по ошибке. В театре меня, конечно, все ждали. Перед тем как войти – я же все-таки артист – сделал грустную морду и говорю: «Ребята, беда, не знаю, как начать, но нам… передали здание». Ура, слезы, вино, мечты, планы, все, казалось, уже сделано… Правда, только в тот вечер так казалось. А все только начиналось…

***

     Тонкое художественное чутье, влюбленность в искусство, понимание актерской природы превратили  Владимира Словохотова в собирателя талантов. Благодаря ему в театре собрана блестящая труппа, включающая как известных мастеров сцены, так и молодых талантливых исполнителей. Сейчас Театр на Васильевском – один из самых интересных молодых коллективов северной столицы, обладатель премий «Золотая маска» и «Золотой софит», премии Правительства России, участник престижных международных фестивалей и гастролей. Репертуарная политика ориентирована на классическую и современную драматургию, следование лучшим традициям и смелый художественный поиск.

Владимир Словохотов о творческом эксперименте:

      - Я не имею права отказывать художнику в его желании сделать нечто необычное, непривычное. Лучше пойти на риск, нежели пропустить, не заметить талант.

***

Безусловно, это кредо человека, никогда не порывавшего с творчеством. Владимир Словохотов участвовал в съемках фильма «Прогулки с Бродским», был связующим звеном между поэтом и его родным городом. Ведь знаменитые строки «На Васильевский остров я приду умирать...» не могли не найти отклика в сердце худрука Театра на Васильевском.

Владимир Словохотов об Иосифе Бродском:

      -С великими художниками происходят разные фантастические вещи. Те, кто видели фильм «Прогулки с Бродским», наверняка вспомнят эти кадры, непроизвольные, не постановочные. Это было на моих глазах. Мы долго ходили по Венеции, уже устали и вдруг видим: открывается дверь церкви на площади, оттуда выносят гроб, его сопровождает небольшая траурная процессия, гроб кладут в гондолу и везут на «остров мертвых». Я думаю, тогда и появилась у Бродского идея, чтобы его похоронили там, на кладбище Сан-Микеле. Не Васильевский, но все же остров...

***

В 2010 г. театр официально расстался с жанровым обозначением сатиры в своем названии, теперь это Драматический Театр на Васильевском. В.Д. Словохотов считает: «В нашей стране заниматься сатирой, в общем-то, дело рутинное. Как говорится, стоит открыть двери и посмотреть на улицу… Поэтому нам всегда хотелось перейти на другой уровень. И думаю, нам это удалось».

Одним из недавних достижений театра стала постановка спектакля «Мещане», осуществленная в 2018 году главным режиссером театра Владимиром Тумановым. Эта пьеса М. Горького после знаменитого спектакля Георгия Товстоногова 1966 года не шла на сценах Ленинграда-Петербурга более 50 лет. Летом 2019 г. театр со спектаклем «Мещане» совершил гастрольный «Балканский тур» и получил диплом II Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Москве.

Владимир Словохотов о спектакле «Мещане»:

-Идею поставить «Мещан» Горького предложил главный режиссер театра Владимир Анатольевич Туманов, я согласился, хоть поначалу и сопротивлялся, потому что знаменитый спектакль Товстоногова стал уже как бы хрестоматийным. Впоследствии спектакль получил два «Золотых софита», ряд фестивальных премий.

Летом прошлого года у нас был гастрольный «Балканский тур» по городам Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии.  Спектакль «Мещане» в постановке  Владимира Туманова прошел везде с потрясающим успехом. Оттуда мы полетели в Москву, чтобы завершать «Мещанами» Второй губернский фестиваль «Фабрика Станиславского».

Актёры прилетели, а машину с декорациями задержали сперва на белорусской, потом на русской границе.  Катастрофа, все в шоке, я держался за сердце… Зрительный зал Губернского театра на 800 мест, на закрытие фестиваля собралась элита столицы, критики, театроведы… Спектакль вызвал большой интерес, ведь это первая за полвека постановка «Мещан» на питерской сцене после знаменитого  спектакля Георгия Товстоногова. К тому ж у нас в спектакле великолепная сценография Владимира Орлова, роскошные костюмы Стефании Граурогкайте… Приняли решение играть без декораций, костюмов и реквизита. Представьте, пустая большая сцена, только 12 стульев и артисты в кроссовках и джинсах… Перед началом вышел Туманов и сказал: «Ребята, вот такая ситуация.  Играем в чем есть, но по системе. Это же фестиваль «Фабрика Станиславского».  Через 10 минут все забыли, что актёры без грима и декораций.  То, что в антракте никто не ушёл,  это показатель качества спектакля. В зале стояла удивительная тишина, которая потом завершилась бурной овацией.  

      Мне Юрий Ицков, наш народный артист, сказал: «Вы знаете, Владимир Дмитриевич, если бы этого не было, надо было бы это придумать». Конечно, этот  спектакль повторить нельзя, это стрессовая ситуация, но вот таково сегодняшнее состояние труппы, режиссуры, чем можно гордиться.

Владимир Словохотов о жизни театра в условиях коронавируса:

     -В условиях карантина Театр на Васильевском продолжает активную творческая жизнь. В субботу 21-го марта мы сыграли премьеру по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сыграли, как и обещали, в намеченный срок – только в режиме онлайн, открыв тем самым первый Онлайн фестиваль #безантракта  который проводит интернет-портал «Фонтанка.ру» . Мы вправе гордиться, что Театру на Васильевском была доверена честь открыть марафон трансляций лучших спектаклей, концертов, культурных проектов Петербурга.

      Накануне премьеры было записано видеообращение нашего замечательного мастера Юрия Ицкова к виртуальной аудитории. Это было, по его признанию, самое  удивительное обращение артиста к зрителям: «Не вставайте с диванов, не выходите из квартир, не ходите в театр сейчас. Театр сам придет к вам», — обратился к поклонникам Юрий  Леонидович. По сведениям «Фонтанки», видеообращения Юрия Ицкова и его коллеги, народной артистки России Ирины Мазуркевич собрали около двух миллионов просмотров.

     Премьеру спектакля «Сон в летнюю ночь» в постановке Руслана Нанавы посмотрело 70 тысяч онлайн-зрителей, что во много раз превышает вместимость театрального зала. По словам режиссера, он ставил спектакль не про каких-то мифических эльфов, инопланетян, а про людей, поэтому боги  наделены  человеческими чертами, пороками и страстями. А если богам ничто человеческое не чуждо, то земным существам уж и подавно…

Замечательное сценографическое оформление создал художник Николай Слободяник, с которым театр давно дружит. Высказывалось даже мнение, что ему удалось раздвинуть наше скромное сценическое пространство до размеров сцены Большого театра. 

 

    Прямая трансляция, благодаря приближениям, крупным планам, позволила погрузиться в философию жизни героев Шекспира, в драматизм, психологизм ситуаций.  Состоялась полноценная премьера в экстремальных условиях. И зрители не преминули откликнуться на спектакль, на игру любимых актеров Давида Бродского, Светланы Щедриной, Арсения Мыцыка, Алексея Манцыгина, Анны Королевой, Анны Захаровой и других.

     Было приятно читать во ВКонтакте такие отзывы: «Дорогие артисты и сотрудники Драматического театра на Васильевском! Спасибо вам за ваш ПОДВИГ! Великолепный спектакль! Иногда мне казалось, что я в театре! Ваша театральная сила прошла через экран телевизора! Поверить сложно! Но факт! Я познакомился с великолепным театром и великими артистами!  Будем с нетерпением ждать «живую» премьеру в зрительном зале». 

      «Спасибо большое за талантливый спектакль, эмоции перехлёстывают. Очень хотелось бы оказаться в зале в конце спектакля и так же всех обнять по-доброму и поблагодарить за чудесный спектакль! Браво, Васильевский! Так держать!»

     «Уважаемые Артисты! Огромное вам спасибо за возможность "сходить" в театр в столь необычных условиях. Конечно атмосферу зрительного зала ничто не заменит, но зато мне не мешала голова баскетболиста в переднем ряду, ни у кого случайно не зазвонил мобильный в самый неподходящий момент...  И это был уникальный шанс непетербуржцам увидеть вашу работу. Думаю, спектакль вызовет неоднозначную реакцию.  Но артисты как всегда на высоте». (Из откликов во ВКонтакте).

     Мы благодарны нашим дорогим зрителям. Благодарны тем, кто придумал такой замечательный способ доставки искусства на дом. И тем, кто поддержал театры в этот трудный час – правительствам Петербурга и Ленинградской области.

Вторую весеннюю премьеру - пьесу «Как Зоя гусей кормила» современного драматурга Светланы Баженовой в постановке Дениса Хусниярова - мы тоже предполагали сыграть онлайн. Спектакль был задуман как бенефис народной артистки России Татьяны Малягиной. Но театры вынуждены были полностью перейти в виртуальную реальность.

И мы продолжили активную деятельность в столь непривычном творческом пространстве: https://vk.com/teatrnavo

В социальных сетях зрители могут посмотреть лучшие спектакли нашего золотого фонда, произведения русской классики в постановке безвременно ушедшего из жизни главного режиссера театра Владимира Туманова.

Продолжается онлайн-фестиваль видеосказок «Артисты Театра на Васильевском – детям с любовью», проводятся конкурсы, которые позволяют аудитории ближе познакомиться с театральным искусством, открыть его новые, неожиданные стороны.

В Театре на Васильевском сверстан творческий план на ближайшие три года. Он предполагает выпуск спектаклей с любимыми артистами, в том числе, приглашенными; постановки на основе эскизов режиссерской лаборатории Виктора Рыжакова, привлечение  самых ярких имен режиссеров и драматургов. Мы надеемся на реальное осуществление всех этих планов. Карантин рано или поздно кончится. А театр не кончится никогда.

Коллеги о Владимире Словохотове

Ален Леонар, директор Авиньонского фестиваля:

-У Владимира Дмитриевича предприимчивый и динамичный характер, который соответствует необходимым качествам и обязанностям нашей профессии, как в России, так и во Франции. Я могу констатировать – Словохотов имеет обширные знания и умеет руководить проектами более чем дерзкими… Он умеет находить общий язык с гранд-персонами, его личная харизма позволяет ему иметь много друзей среди них, они становятся близкими людьми для их замечательной семьи. Многие его оценивают как человека великодушного, умного и пылкого.

Наталья Кутасова, народная артистка России:

-Мне кажется, уникальный успех возникновения театра в том, что Словохотов точно собрал людей, которые бесконечно хотели нового дела, которым этот театр был нужен, как воздух, как жизнь, поскольку мы понимали, что вот на этой площадке, соединившись вместе, мы можем рассказывать о том, что нас радует, что волнует, где у нас болит, с чем мы боремся… Может, поэтому вначале, заявив о серьезных проблемах, о нашей живой боли, мы оказались не очень удобными для города.

Владимир Туманов, главный режиссер театра в 2011-2020 гг.:

-Володя Словохотов – один из немногих, кто за последние десятилетия сумел создать, основательно собрать и утвердить театр. Не в формате студии андеграунда левой направленности, когда хорошо упакованные мальчики и девочки представляются гонимыми, поскольку им нравится быть немножко в грязи. Философ Владимир Соловьев в своей книге «Три разговора» описывает и анализирует разные секты, в том числе секту «дырочников»: у них в избе есть дырка, и они на нее молятся – на пустоту… У меня полное ощущение, что нынешний театральный процесс объединяет, главным образом, «дырочников». Но ведь это же путь в никуда. И все более редкостным становится наш случай – когда театр построил профессионал, для которого это обернулось делом жизни.

Семен Альтов, сатирик, юморист, друг театра:

       Дорогой Володя!

       Самое страшное в этом коронавирусе  то, что нельзя зайти к тебе  в кабинет просто так  без видимых причин. И тебе всегда нальют то, что  захочешь. Не захочешь, все равно нальют. И будут правы.

       Редко где сегодня можно так отключиться от окружающей жизни, посидеть, поболтать о   высоком. Поматерить положение в стране, и успокоиться, поняв, что так во всем мире.

    Не знаю, кого потеряла сцена в твоем лице,  страна приобрела прекрасный театр.  В тебе  мотор мощностью  сто  лошадиных сил, ты все успеваешь.  Думаю, от одного перечисления твоих дел мне стало бы плохо. А тебе во всей этой кутерьме хорошо.

    Не знаю, сколько  исполняется  лет. Не хочу знать. Главное, чтобы ты сам понятия не имел.  Возраст определяется   не цифрами в паспорте,  а количеством исполненных дел. Тут всяко тебе за сто сорок.

   Нет сомнений, ты отгрохаешь разного еще лет  на двести. Наша задача - тебе помогать. Задача государства  - не мешать. Не знаю, как государство, а со своей задачей  мы справимся.

   Сняв повязку и все остальное, - целую!                                                                                        Твой Семен Альтов