Две премьеры


zaВ ряде петербургских премьер  речь идет о главном: о том, что в человеке – всем испытаньям вопреки -неистребима способность откликаться на зов Добра.za sham


В своеобразном ключе об этом же затеян  разговор со зрителем в спектакле «АRТ», возникшем поначалу как самостоятельная работа молодых артистов где-то на задворках, а теперь обретшем право идти на главной  сцене Театра на Васильевском и уже включенном в текущий  репертуар. Режиссер Руслан Нанава, недавний выпускник курса Семена Спивака,  вместе со своими товарищами   - Арсением Мыцыком, Романом Зайдуллиным и Булатом Шамсутдиновым – рискнули заявить о себе и своих жизненных принципах постановкой  пьесы Ясмины Реза,  хорошо известной в Петербурге по спектаклю БДТ и гастролям москвичей. Причем с указанием,  что «АRТ» - «комедия о мужской дружбе». Под видом жанра  тема даже  вынесена на афишу, будто зрителей спешат предупредить о том, сколь далеки создатели от арт-искусства. Что  главное для них – понять  природу взаимоотношений молодых людей. Что есть  потребность рассказать о поколении, вступающем в самостоятельную жизнь. О себе самих.

 Показаны  три вечных типажа в сегодняшней транскрипции: простак, которого зовут, конечно же,  Иван (Булат Шамсутдинов),  авантюрист (в былые времена назвали б плутом), носящий имя Марк (Арсений Мыцык), и созерцатель, склонный к философским умозаключеньям эстетствующий Серж (Роман Зайдуллин).     

 На подмостках, покрытых белым, мягким, как  медвежья шкура, ковром, средь белых кресел и белоснежных  венских стульев исследуется  подоплека мелочных страстей,суть уязвленных самолюбий (сценограф Елена Дмитракова). Герои спорят  ведь  не из-за чисто белого холста, приобретенного  одним из них на аукционе за бешеные деньги – здесь бой идет за превосходство над другими, за право ощущать свою  инакость,  НЕобыкновенность.

za miСоздатели спектакля точно поставили диагноз сегодняшнему дню: всем хочется  лучше казаться, а не быть. Начав с забавной пикировки из-за  картины, герои  доходят до взаимных обвинений в  уменьях быть успешными, не  по-доброму подшучивают над личной жизнью… И вот уже  все средства идут в ход -  на волю выпущен беp самолюбия.


 Конечно же, наивность режиссерского приема порой смущает:  сцены-кадры   юношеских  перебранок вдруг встык монтируются с «крупными планами» -  один из персонажей своими выходами к рампе вдруг  прерывает  поток сценических событий, чтоб поделиться с публикой своими размышлениями  о том, что же, в сущности, друзей подвигло к ссоре. А это  эгоизм и неспособность слышать тех, кто рядом.  Искренность рассказа о себе находит отклик.  В конце концов,  искусство в том, чтобы не ссорится по пустякам, чтоб разглядеть в себе дурное и сохранить в себе Любовь – во имя братской дружбы, испытаньям вопреки.

 


СЦЕНЫ ИЗ АКТЕРСКОЙ ЖИЗНИ


Парадоксальным образом чеховские  персонажи фигурируют в спектакле  Театра  на Васильевском, где дебютировал как режиссер з.а.России Артём Цыпин. Он впервые в России в собственном переводе поставил пьесу модного американского  драматурга  Джейн Мартин. И этот спектакль - актерская исповедь, где  артисты стремятся рассказать о себе и своей профессии. «Антон и шоу-бизнес» - комедия,  построенная  на игре отражениями. anton2Актрисы  провинциального шоу – а их восемь  - поют, танцуют, меняют образы, перевоплощаются в мужчин, влюбляются, флиртуют и… мечтают сыграть роли в «Трех сестрах» «одного русского». Режиссер  усложняет постановочную  задачу: наши актрисы Театра на Васильевском  показывают, как американцы играют русских – а это уже  многократное  отражение.  Следуя указаниям автора, он и мужские роли  поручает женщинам. Что предполагает еще больший эффект отстранения и обострение комедийных приемов, игру масками, азарт лицедейства и… жесткую конструкцию смыслов.anton


 В пьесе – трагикомедия актерской жизни. Иронией -  то горькой, то снисходительной – окрашена каждая реплика персонажей.  Цыпин же ставит мелодраму  на чеховские темы в лирических тонах. Он повествует о  несбывшихся мечтах, о горечи утрат, превратностях  судьбы… Но главное – о жертвенном служении сцене:  артист готов играть всегда - без денег, без гарантии успеха и даже в ожиданье близкой  смерти.  Заявленный прием отстранения к финалу был напрочь забыт. Что зрителей ничуть не огорчало, поскольку возможность сострадать героям сегодня  на театре редкость. Зал аплодировал создателям спектакля, а за ними в глубине сцены  стоял  никому не надобный манекен в изысканно-прекрасном платье дамы чеховской поры (сценограф Елена Дмитракова),  безмолвно  напоминания об упущенных режиссером возможностях. 

 Так кто же те, кто выступает на подмостках? Комедианты, чей удел за плату веселить народ, или заложники таланта? Артисты сегодня настойчиво пытаются отрефлексировать  на подмостках свою профессию и свое место в ней.

 Татьяна ТКАЧ, театроведanton3