Эдвард Радзинский, или Любовь к истории

      Театр на Васильевском готовит премьеру моноспектакля Альберта Макарова в постановке Дениса Хусниярова «Дом особого назначения», основой которого послужила пьеса Э.С.Радзинского «Последняя ночь последнего царя». Это не первое обращение театра к драматургии Радзинского: его «Монолог о браке», переименованный театром в «Веселенькую пьесу о разводе», уже несколько лет с успехом идет на этой сцене.
     Выпускник Московского историко-архивного института Эдвард Станиславович Радзинский начал свою творческую деятельность как драматург. В 60-е годы прошлого века его пьесы  «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» в постановке Анатолия Эфроса в Театре им. Ленинского комсомола были необычайно популярны. Как позже будет вспоминать драматург, на этих спектаклях дежурила конная милиция, билеты невозможно было достать, зрители брали театр штурмом – такова была оглушающая современность этих постановок, далеких от идеологического курса и той репертуарной линии, которой должен был придерживаться театр, носящий столь высокое имя. В Ленинграде в Большом драматическом театре «104 страницы про любовь» поставил Георгий Товстоногов, спектакль шел под названием «Еще раз про любовь». Так же будет назван и фильм Георгия Натансона со звездой раннего товстоноговского БДТ Татьяной Дорониной в роли Наташи и Александром Лазаревым в роли Евдокимова, снятый на «Мосфильме» в 1968 году.
     Потом пьесы Радзинского запрещали, закрывали спектакли, не выпускали автора на зарубежные премьеры своих сочинений. Но, тем не менее, всего, написанного им для театра, не перечислишь. Это и пьесы, основанные на историческом сюжете и содержащие современные аллюзии – «Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом», и острые интеллектуальные игры с так называемыми «вечными» литературными героями, оказавшимися в условиях современной автору советской действительности – «Обольститель Колобашкин» и «Продолжение Дон Жуана», и пьесы о не менее вечных отношениях людей друг с другом – «Она в отсутствии любви и смерти», «Монолог о браке», и многое другое.
      С конца 80-х годов театр в творчестве Радзинского был постепенно вытеснен работой на телевидении и сочинением научно-популярных романов.  Эдвард Станиславович, блестящий оратор и интереснейший рассказчик, создал несколько циклов телевизионных исторических передач. Самые известные из них: «Театральный роман», «Загадки истории», «Коллекция Эдварда Радзинского». Свои научно-популярные, остро полемичные романы, которыми он сегодня знаменит, Радзинский начал активно сочинять в 90-е годы. Эти работы посвящены известным историческим личностям и трагическим страницам истории России.      Радзинского, значительную часть жизни проведшего в театре, писавшего для театра, живущего театром, интересуют сложные, масштабные исторические фигуры, в самой личности которых заложен драматический конфликт. Он рассматривает историю России в ее самые трагические, переломные моменты, пытаясь найти ответы на многочисленные вопросы, разгадать исторические загадки, предлагая очень часто неожиданные, спорные, нередко скандальные гипотезы. Из-под его пера в разное время вышли такие сочинения как «Наполеон: жизнь после смерти», «Распутин: жизнь и смерть», «Александр II: жизни и смерть», «Иван IV Грозный», «Ипатьевская ночь» и другие. Одним из последних монументальных произведений стала трилогия «Апокалипсис от Кобы», посвященная Сталину.
     Пьеса Радзинского «Последняя ночь последнего царя» стала драматургическим парафразом одной из написанных им научно-популярных книг. В основу ее сюжета легло историческое расследование обстоятельств расстрела царской семьи. Это настоящий исторический детектив, предлагающий зрителю поучаствовать в одной из самых популярных мистификаций ХХ века и проверить шальную версию бывшего председателя Уральского ЧК с партийной кличкой «товарищ Маратов»: что если не все императорские дети были убиты, возможно, кому-то из них удалось спастись?
     Премьера спектакля «Дом особого назначения» состоится в Театре на Васильевском 20 и 21 июля в необычном пространстве: «сценой» ему послужат зрительское фойе и лестница.