«БАЛТИЙСКИЙ ДОМ» - 2013

Екатерина РЫБАС, театровед

              В Петербурге в 23-й раз прошел традиционный театральный форум «Балтийский дом» - международный фестиваль, который ежегодно знакомит театралов с новинками  европейского театра, преимущественно стран Балтийского региона. Так сложилось, что фестиваль этот много лет формирует петербургский театральный вкус и не дает нам, любителям сценического искусства и его деятелям, выпасть из европейского контекста. У фестиваля есть замечательная традиция – открывать новые имена. Так в свое время были «открыты» петербургскому зрителю Эймунтас Някрошюс и Римас Туминас, Эльмо Нюганен и Люк Персеваль, Алвис Херманис и Оскарас Коршуновас, Томас Остермайер и Кристиан Смедс, Иво ван Хове и Андрей Жолдак, и еще многие другие именитые режиссеры мирового класса. Как отметила на пресс-конференции арт-директор фестиваля Марина Беляева, многие из них приезжают сюда вновь и вновь, становятся постоянными участниками и друзьями фестиваля, а иногда, добавим, и его главными действующими лицами, как было, например, с Някрошюсом и Туминасом.
Нынешний фестиваль прошел под девизом «Русские!» - так называется спектакль театра «Тонеельгруп Амстердам» в постановке Иво ван Хове, которым и открылся фестиваль. Девиз может быть и провокационный, но вполне отразивший выбор программы, основную часть которой составили спектакли по русской классике. Оказалось, что, обращаясь к классическим русским текстам – будь то Чехов, Горький, Достоевский или Гончаров с «Обломовым» - театры разных стран не пытаются разгадать «загадочную русскую душу», а нащупывают в этом проблемном диалоге свои «болевые точки» и ставят перед своим зрителем волнующие вопросы сегодняшнего дня.
             Одна из традиций фестиваля – обмен театральным опытом и представление петербургского театра зарубежным коллегам. Отбор в «Петербургскую программу» был весьма субъективен и отразил не столько наш театральный ландшафт, сколько вкусы и пристрастия организаторов. Например, в этом году наряду с такими крупными работами (и по длительности сценического времени и по масштабу замысла) как «Макбет. Кино» Ю. Бутусова (Театр им. Ленсовета) и «Тихий Дон» Г. Козлова (Театр «Мастерская») в петербургскую программу вошел весьма спорный по художественным достоинствам проект Александринского театра «Невский проспект».  Кроме того, у фестиваля есть еще и off-программа под названием «Театральный фреш». Здесь были представлены студенческие спектакли известных театральных школ, таких как Российская академия театрального искусства (ГИТИС), Санкт-Петербургская театральная академия (СПГАТИ), Литовская академия музыки и театра (Вильнюс), Латвийская академия культуры (Рига), Высшая театральная школа им. Л. Сольского (Краков, Польша) и другие. Зрителям предлагали увидеть тех, кто еще не известен профессиональной сцене, кто только-только делает первые театральные шаги – будущих актеров, а ныне учеников. Смотреть такие спектакли – особое удовольствие, в них есть молодежный драйв, свежесть и та сценическая простота, которая позволяет разглядеть каждую актерскую работу и нередко угадать искру таланта.
            Что же касается основной, международной, программы, то она еще не завершилась – 19 и 20 ноября Римас Туминас привозит «Евгения Онегина» с Сергеем Маковецким в главной роли. Спектакль Вахтанговского театра – редкое явление пушкинского романа в стихах на драматической сцене. На фестивальной пресс-конференции Туминас поразил всех присутствующих рассуждениями о смерти, признавался в любви Петербургу, много и сумбурно говорил о трудностях работы в русском театре и гастрольных сложностях: плотный гастрольный график театра и трудоемкость перевоза декораций никак не позволяли уложиться в даты проведения фестиваля. Но организаторы все-таки включили «Онегина» в афишу, пусть и с большим временным отрывом от остальной программы. Все это лишь усиливает интерес к спектаклю, как бы соединившему в себе поэзию и драму русской жизни с размышлениями о ней и великой русской литературе выпускника ГИТИСа, обрусевшего иностранца Римаса Туминаса. Говорят, этот спектакль назван самым красивым спектаклем на московской сцене, а в нашей серой петербургской осени так недостает красоты…

Анастасия МОРДВИНОВА, театровед

              Фестиваль «Балтийский дом» в этот раз прошел под коротким лозунгом «Русские!». Русская тема возникла, наверное, очень вовремя, как своеобразная попытка поиска национальной идеи сквозь призму европейской режиссуры.

            Люк Персеваль уже не первый год является художественным руководителем гамбургского театра «Талия». Представленный им на «Балтийском доме» премьерный спектакль «Братья Карамазовы» был одним из самых ожидаемых петербуржцами спектаклей. Театр «Талия» известен своим сильнейшим актерским составом, которым петербургские зрители насладились в полной мере. Спектакль построен как череда проникновенных монологов и чувственных драматических диалогов, и в каком-то смысле, даже не лишен камерности. При этом все персонажи почти всегда находятся на сцене – ждут своего выхода, гуляют в «сумрачном лесу» между железных свисающих с потолка труб, живут своей жизнью.

       Люк Персеваль – постоянный участник «Балтийского дома», петербургский зритель видел множество его интерпретаций русской классики, но Достоевского предстояло увидеть впервые. В немецком переводе текст «Братьев Карамазовых» звучал очень живо, представлялся более доступным. Режиссеру удалось органично соединить детективную составляющую сюжета с назидательностью, свойственной русской литературе 19-го века.

           Главное, что через тяжелое полотно спектакля, в котором мрачно всё от темы до сценографии, постоянно пробивается то ирония актерского отстранения, то чеховская идея о том, что мы все то ли уедем в Москву, а то ли будем работать и работать и увидим небо в алмазах, в общем, спасемся.