СЕЗОН МОЛОДОЙ РЕЖИССУРЫ

Дорогие друзья!

Наш интернет-журнал «Пятница» решительно шагнул в 2012 год. И в первом выпуске нового года художественный руководитель Театра на Васильевском, заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов вспоминает о том, что радовало и огорчало в минувшем году, размышляет о будущем.

Не бывает сезонов, которые не огорчали бы, не бывает года, который бы не радовал, тем более, в живом, развивающемся театре. Да, были огорчения, не все получалось так, как задумывалось. Но все же, думаю, что счастья и творческой радости было больше, чем огорчений. И если кратко подводить итоги, то можно сказать, что главные из них - это полные зрительные залы, удачные гастроли, успешные премьеры, которые порадовали многих. А самое главное, мне кажется, это правильные, хорошие идеи, определившие вектор театрального развития. Это верная репертуарная политика, позволившая осуществить успешную постановку горьковских «Детей солнца» и определившая возвращение в театр Владимира Анатольевича Туманова, который и раньше замечательно с нами сотрудничал, а теперь уже вернулся в качестве главного режиссера. Это и очень перспективная идея создания в театре своей молодежной режиссерской лаборатории, что мне представляется залогом успеха в будущем. Недаром нынешний театральный сезон мы назвали сезоном молодой режиссуры. Недавно состоялась премьера спектакля «Самая счастливая» в постановке молодого режиссера Дениса Хусниярова. Выпускник Григория Козлова Рикардо Марин репетирует спектакль по пьесе Жана Ануя «Эвридика», премьера должна состояться 23 марта. Ряд интересных проектов связан с Камерной сценой на Малом проспекте, ближайшим из них должен стать дебют творческой молодежи со спектаклем «Арт» по известной пьесе Ясмины Реза. Мы понимаем, что идем на определенный риск, доверяя постановки неопытным пока режиссерам. Но необходимость такого риска очевидна, это очень важно понимать для того, чтобы театр оставался жить. А театр останется жить в том случае, если в него, наряду с корифеями, придут талантливые молодые режиссеры и молодые артисты, которые станут достойными наследниками мастерства. Об этом нужно заботиться сегодня, иначе у театра не будет перспектив. В этом можно убедиться, если внимательно вглядеться в прошлое, настоящее и если представить будущее многих знаменитых театров нашего города. Мне кажется, что сегодня главная задача театрального руководителя - это созидание будущего театра.
Если говорить о нашем сегодняшнем дне, то мне представляется важным такой факт, как сохранение актерского баланса. У нас сбалансированная труппа, где представлены артисты разных поколений, которых мы стремимся разнообразно занять во всех спектаклях репертуара. Многих наших актеров мы часто видим в фильмах и сериалах, они стали меня радовать не только на сцене, но и на экране, где появились очень интересные актерские работы. Сейчас я не отделяю театрального успеха наших ребят от успеха на телевизионном экране, поскольку уверен, что истоки этих побед все равно начинаются здесь, в театре.
Меня радует укрепление стабильности Театра на Васильевском, может быть, это излишняя уверенность, но сегодня она не мешает молодому театру, которому еще нет и 25 лет. Мы считаем себя вправе действовать методом проб и ошибок, когда имеем возможность остановиться, что-то пересмотреть и, может быть, изменить направление. Но куда бы мы ни двигались, что бы ни задумали, все равно мне кажется, что ничего нет лучше русской театральной школы, театральной традиции. Да мы ничего другого и не умеем по сути. Русский актер не станет прыгать по стенам, как китайский, не будет накачивать мускулы и мочить всех вокруг, как американский. У нас свои традиции национальной школы и пусть они остаются незыблемыми. И нужно их укреплять, насколько умеем это делать, насколько позволяет наш талант и наши финансово- экономические возможности. Если говорить конкретно о нашем театре, то, если мы сможем поддерживать нынешнюю репертуарную политику, если выполним обещания перед режиссерами, художниками, артистами и осуществим то, что намечено на текущий год и сезон, то, думаю, это станет большим вкладом в будущее театра.
Чтобы не быть голословным, скажу, что гастроли нашего театра, которые в январе прошли на Урале при полных зрительных залах (причем значительно больших, чем наш «домашний» зал) - это подтверждение того, что театр востребован не только в Петербурге. Аншлаги в собственном зрительном зале - подтверждение того, что наш театр нужен и здесь, в Питере, на любимом Васильевском острове. В марте мы летим на фестиваль в Чехию, меня радует, что нас там ждут со спектаклем «Дети солнца», в общем, далеко не самым развлекательным. В мае Театр на Васильевском приглашают в Прибалтику тоже с серьезным классическим репертуаром. С удовлетворением могу сказать, что практически на все спектакли билеты уже проданы.
Нас знают в Петербурге и за его пределами. А для тех, кто только хочет познакомиться, думаю, слов художественного руководителя мало, нужно прийти на спектакль и составить свое мнение. Хочу лишь сказать, что мы вам рады, и как только вы войдете в наш уютный зрительный зал, то сразу почувствуете, что вас здесь ждут.