«ART»: ИСКУССТВО МУЖСКОЙ ДРУЖБЫ

"Дружба - это священнейший закон мира, его вдохновляет сама Природа. Она правит целой Вселенной, и если ее нарушить или разрушить, тогда наступает царство хаоса".
Карло Гольдони

Театр на Васильевском, объявивший 23-й сезон сезоном молодой режиссуры, предлагает новый молодежный проект – постановку пьесы «ART» известного европейского драматурга Ясмины Реза. Премьера состоится 21 и 22 апреля на Камерной сцене театра.
Этой премьерой Камерная сцена Театра на Васильевском открывает регулярный показ спектаклей для взрослых.

Информация об авторе. Ясмина Реза – французская актриса, режиссер, известный европейский драматург. Отец Ясмины приехал во Францию из Ирана, мать родилась в Будапеште. Ясмина Реза окончила Парижскую консерваторию. Признание пришло к ней после первой же пьесы — «Разговоры после погребения», получившей престижную премию Мольера. Пьеса «Art» («Искусство») стала мировым театральным событием: премия Мольера, премия Лоуренса Оливье (Англия), международная премия «За лучшую комедию года» и другие. Пьеса широко ставилась в Европе и Америке. В России наиболее известные постановки: спектакль Патриса Кербрата с Игорем Костолевским и Михаилом Филипповым; спектакль Николая Пинигина в БДТ с Андреем Толубеевым, Валерием Дегтярем и Геннадием Богачевым.
Имена участников спектакля в Театре на Васильевском пока не столь знакомы петербургскому зрителю. Режиссер Руслан Нанава представляет себя и своих собратьев по искусству. То бишь, по «ART`у»:

-Я родился и вырос в Петербурге, здесь же поступил в Театральную академию на режиссерско-актерский курс к Семену Яковлевичу Спиваку, учился у него два года, потом в силу семейных обстоятельств переехал в Казань, где оканчивал уже Казанское театральное училище. Меня увлекала режиссура, я поставил два учебных спектакля – «Белые ночи» по Достоевскому и «Моцарт и Сальери» Пушкина. По окончании учебы отслужил армию, после службы вернулся в Петербург, поскольку безумно соскучился по дому, по городу и, конечно, по любимой профессии. Начал с поиска пьесы, которая по-настоящему подходила бы мне с друзьями, так как замысел изначально был рассчитан на них.
В выборе этой пьесы во многом «виноват» мой друг, артист Театра на Васильевском Арсений Мыцык, с которым мы учились на одном курсе у Спивака, и, значит, владеем одной профессиональной терминологией, хорошо понимаем друг друга, что позволяет надеяться на интересный и плодотворный результат. Однажды он посоветовал прочитать пьесу Ясмины Реза, которую я проглотил залпом и сразу понял, что эта история – про нас, про нашу дружбу, про близкие нам обстоятельства. Действительно, нас несколько близких друзей, мы давно вместе и, свидетельствую, те ситуации, которые описаны в пьесе, на самом деле происходят с нами, они будто написаны с нас. Пропустить такую пьесу оказалось бы просто преступлением.
Совершенно удивительно, что так точно, ярко и сочно про мужскую дружбу написала женщина. Мы загорелись идеей постановки, но у нас не было своей площадки. И здесь нам очень помог режиссер Театра на Васильевском Алексей Утеганов, он способствовал в выделении для репетиций Камерной сцены на Малом проспекте, 49. Благодаря ему мы провели порядка 30 репетиций, чтобы сделать заявку спектакля, которую показали руководству Театра на Васильевском. Достигнутый результат это, конечно, не завершение работы, но, мне кажется, у спектакля есть стержень, благодаря чему можно теперь что-то менять, уточнять, поправлять. Сценографическое решение, безусловно, повлияет на какие-то акценты. Но, наверно, не будь у нас основы, эта заявка просто никого бы не заинтересовала. Интерес, проявленный со стороны Театра на Васильевском, очень нас обрадовал, подбодрил, сейчас мы репетируем с учетом прозвучавших замечаний, точных и серьезных.
-Как проходили репетиции, как вы определяете жанр спектакля?
-Репетиции проходили, в основном, легко и свободно, потому что это замечательный материал, это комедия, хотя в центре ее очень серьезная и, можно сказать, даже драматическая ситуация: долголетняя крепкая мужская дружба дала трещину. Ведь дружбе постоянно нужно уделять внимание, недаром в спектакле говорится: «Никогда нельзя оставлять друзей без присмотра…» Воплощением трещины стала картина, которая на протяжении спектакля фактически убивает дружбу, то есть, та на глазах разрушается, и это производит колоссальное впечатление, ведь дружба - одна из самых главных ценностей - как любовь, как семья… И когда она рушится на глазах, становится очень тревожно и больно. Но в итоге пережитые испытания не убивают дружбу, а, возможно, делают еще сильней, по крайней мере, дают такую надежду. Собственно, спектакль об этом. Повторюсь, что это не психологическая драма, а комедия, поскольку такой жанр лучше всего выражает определенное мировоззрение, определенный взгляд на рассказанную историю. И это очень близко мне и актерам, которые заняты в спектакле. Поэтому я надеюсь, что спектакль будет доносить заложенную в нем мысль мягко, легко и без напряжения. Он будет как бы попадать в подсознание, к чему располагает драматургическая и постановочная форма.
-Руслан, у пьесы «ART» славная сценическая история, как правило, в ней играли знаменитые артисты. А у вас, судя по всему, команда дебютантов?
-Можно сказать так. Арсений Мыцык более опытный артист, он играет в спектаклях Театра на Васильевском «Ночь перед Рождеством», Курс лечения», «Веселенькая пьеса о разводе» и ряде других. Вместе с ним в нашем спектакле заняты Булат Шамсутдинов и Роман Зайдуллин – ребята, которые учились со мной в Казани у Татьяны Михайловны Корнишиной и Ирины Флориановны Марцинкевич, это очень хорошие, универсальные педагоги, после их подготовки можно работать, в принципе, в разных театрах, с любыми артистами. Они не учат каким-то определенным канонам, а обучают открытому восприятию того, что ты наблюдаешь вокруг и внутри себя. Говорить со сцены нужно о том, что пробуждает в тебе эмоции, только тогда зрители почувствуют те же эмоции, увидят живой театр.
Ребята получили очень хорошую школу, они, по моему убеждению, талантливые актеры, в чем зрителю предстоит еще убедиться, это их первый спектакль в Петербурге. В Казани они играли несколько ролей в театре «Автограф», но им хотелось чего-то большего, поэтому они поехали в Петербург – за новыми впечатлениями и новыми возможностями. Я думаю, что у них все получится.
Команда собралась молодая, хотя в пьесе, вроде, возрастные роли, героям где-то по сорок лет, но нас это совершенно не смущает и даже дает некий стимул к углублению темы дружбы и сложных взаимоотношений. Визуально мы не будем делать героев взрослее, то есть, клеить бороды не входит в нашу задачу. Возраст будет проявляться во внутреннем взрослении.
Еще один важный нюанс состоит в том, что в пьесе нет женских ролей, тем не менее, она густо населена внесценическими образами женщин. Иван собирается жениться, озабочен свадьбой, его мысли сосредоточены на этом событии. В разговоре постоянно всплывает его мать, принимающая огромное участие в жизни сына, и мачеха, с которой очень сложные отношения. А Серж в разводе, но жена настойчиво напоминает о себе, требует, чтобы он виделся с детьми. У Марка есть девушка, которую он любит настолько, что готов вступиться за нее вплоть до драки с друзьями. Жизнь героев пьесы неразрывно связана с женщинами, те присутствуют незримо, что придает спектаклю стереоскопичность.